Ткаченко Наталья
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности. Вот почему оказываются востребованными методические пособия с разработками музыкальных занятий разной направленности для детей этого возрастного периода. Музыкально-ритмические движения дарят детям мгновения чудесного самовыражения, развивают музыкальный опыт и начала творчества. Приобретение ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит ребятам истинную радость. Привычные и простые действия преображаются в танцевальные. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевлённые эмоциональные процессы. Танец – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональнее воспринимает окружающую его действительность. Рабочая дополнительная образовательная программа «Ритмическая мозаика» даёт возможность развить творческие способности дошкольников средствами танцевального искусства. Программа раскрывает методику ознакомления детей с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Путём танцевальной импровизации развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Дети знакомятся со сценическими костюмами.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Ритмическая мозаика“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
Приобщение ребёнка к миру танца, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, способствование развития творческих проявлений.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию ребёнка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность мышц, подвижность.
2. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение.
3. Учить понимать язык музыки и выражать его в танце.
4. Развивать у детей творческое начало, уметь применять элементы танца в импровизации.
Программа рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю в старшей и подготовительной группе.
Длительность занятия в старшей группе — 25 минут, в подготовительной — 30.
Проводить занятия рекомендуется в облегченной одежде и чешках. Занятия имеют следующую структуру:
I. Вводная часть «Двигательная разминка» (4-5 минут) включает в себя
разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных
направлениях под музыку.
II. Основная часть «Танцевальные образы» (20 минут, где разучиваются движения, этюды к танцам. Она состоит из упражнений на развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей.
III. Заключительная часть содержит в себе раздел «Музыкальные игры» (длится 6-8 минут.)
К концу учебного года дети старшей группы должны : Уметь самостоятельно строить ровный круг. Сохранять интервал между парами. Сужать и расширять круг.
Расходиться из пар в разные стороны. Запоминать движения и придерживаться последовательности их исполнения. Использовать выученные движения в своих самостоятельных этюдах, играх, танцах. Передавать характер музыки, темп, динамичные оттенки. Легко, непринуждённо исполнять выученные игры, танцы, хороводы. Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой. Чётко выполнять движения, передавая содержание танца, эмоционально окрашивать танец. Самостоятельно организовывать игры, придерживаясь точности построения. Исполнять сольные отрывки в танцах и индивидуальные роли в играх.
Дети 7 года жизни на конец учебного года овладевают следующими умениями: Двигаться в более сложных рисунках хороводов, танцев, игр, этюдов, придерживаясь правильной постановки. Быстро, чётко менять построение рисунка и характер движения. Ориентироваться в пространстве. Двигаться в постановках под разнообразное по характеру музыкальное сопровождение. Самостоятельно придумывать содержание игры, этюда, танца и их исполнять.
Итогом реализации рабочей дополнительной образовательной программы «Ритмическая мозаика» являются выступления на утренниках, концертах, праздниках, участие дошкольников в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-бальной системой
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие критерии:
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки, совпадая с нюансировкой, фразами.
4 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп и меторитм.
3 балла – начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
2 балла – движения ориентированы на счёт и показ взрослого
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям и при подсчете баллов этот параметр не учитывается. По тому, какое место ребёнок занимает в зале (если предлагается встать на любое) и на сколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребёнок встаёт так, чтобы его было видно педагогу, это характеризует как экстраверта и наоборот.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровень – 5 баллов, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже.
Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость Оценки выставляются следующим образом: Н (норма); В (возбудимость); З (заторможенность).
Методы и приёмы работы с детьми.
1. Показ. Приступая к разучиванию нового движения, позы педагог сопровождает его точным показом, который обязательно должен иметь содержание и образ – это сосредотачивает внимание ребёнка, влияет на все органы чувств и, в первую очередь, на умственную деятельность. С началом движения у детей одновременно начинает развиваться образное мышление и представление о времени и пространстве.
2. Образец. Это правильное, эмоциональное, выразительное и красивое исполнение педагогом задания, какое он ставит перед детьми. Введение в обучение образца способствует развитию творческих способностей, помогает формированию самостоятельности, проявлению инициативы, активности в преодолении трудностей и исполнении личных творческих замыслов.
3. Словесный метод. Слово в форме конкретных указаний помогает раскрыть в показе суть движения, его содержание, значение деталей. Словесный метод играет важную роль в развитии умственной деятельности дошкольников, поскольку лишь словом можно вызвать у ребёнка настоящее желание творить и тем самым включать в действие всю эмоциональную сферу.
4. Музыкальное сопровождение. Музыка – один из сильнейших способов воспитания. Метод приучает детей к активному восприятию музыки, обогащает мышление, что в свою очередь помогает им передавать в танцах мысли, чувства и настроение.
5. Игровой метод соревнования. Подбор игр предполагает соревнование между собой за лучшее выполнение того или иного задания (по группам или индивидуально).
6. Метод воспитания подсознательной деятельности. Полноценная творческая деятельность не может протекать баз участия подсознания. Это происходит путём накопления впечатлений – зрительных, слуховых, осязательных, мышечных.