Надежда Шапошник
Дополнительная образовательная программа для детей с проблемами и с нарушениями в общении «Ручеек общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Система формирования и развития навыков межличностного взаимодействия дошкольников с нормативным развитием и с задержкой психического развития»СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы 3
1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы 3
1.3. Цель и задачи программы 4
1.4. Характеристика особенностей межличностного взаимоотношения
детей 6-7 лет 5
1.5. Характеристика особенностей межличностного взаимоотношения
детей 6-7 лет с ЗПР 7
1.6. Сроки реализации 8
1.7. Принципы и подходы 8
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей с проблемами и с нарушениями в общении „Ручеек общения“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
1.8. Ожидаемые результаты 11
2. Тематическое планирование
Объем, структура, ресурсы, интегративные качества 12
3. Содержание программы 13
4. Методическое обеспечение
Технологии, методы, средства, ресурсы 16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Реализуется на базе подготовительной к школе группы МДОАУ № 4 «Золушка» г. Ясный.
В реализации программы участвуют дети с различными проблемами и с нарушениями в общении : нарушение самооценки, конфликтность, агрессивность, замкнутость, застенчивость, проблемы в эмоционально-волевой сфере, потеря интереса к различным видам деятельности, негативным.
1.2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Этот период его приобщения к миру человеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу.
Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской и подростковой среде (агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность и пр, зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения себе подобным. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Не все дети старшего дошкольного возраста эмоционально и социально зрелы.
Таким образом, перед детьми встает проблема социально-психологической дезадаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок отвергнут, не принят, изолирован. А ведь успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности, а следовательно одно из условий успешной адаптации в школе.
В последнее время возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная сформированность коммуникативной деятельности дошкольников.
В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий и приёмов формирования компонентов коммуникативной готовности к школе и внедрения их в структуру программы ДОУ.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы формирования коммуникативной компетентности детей и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу, привели к созданию системы работы по формированию межличностных отношений старших дошкольников с нормативным развитием и детей с ЗПР.
1.3. Цель и задачи
Цель: формирование и развитие навыков межличностного взаимодействия дошкольников с нормативным развитием и с задержкой психического развития.
Задачи:
1. преодоление отчужденной позиции к сверстникам;
2. помощь детям в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развития потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.
3. оказание помощи в понимании себя и других, формирование умения быть в мире с самим собой.
4. создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестом, пантомимикой).
5. повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
1.5. Характеристика особенностей межличностного взаимоотношения детей 6-7 лет с ЗПР
Психологическая база для активного полноценного общения у детей с ЗПР дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (агрессия, отчуждение, избежание конфликтов).
Формирование коллектива и социализация детей - трудная педагогическая проблема в этих группах.
Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.
Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.
У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей, к переоценке своего обаяния и влияния.
Ребенок с ЗПР не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение, а значит, воспитывающая сила коллектива весьма невелика.
Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения : оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, мало предсказуемо.
Адаптивные механизмы у ребенка с ЗПР также своеобразны. Он не имеет достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.
Если сравнить детей нормально развивающихся с категорией детей c ЗПР, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия.
Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов.
Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится.
Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности.
Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
1.6. Сроки реализации
Программа реализуется с сентября по апрель (8 месяцев). Объем работы составляет 26 часов по 35 минут, один раз в неделю. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Занятия предполагают групповую форму проведения.
1.7. Принципы и подходы
В основе программы лежит философская теория о гуманистическом, ненасильственном общении с детьми, которая предполагает субъект - субъектное, уважительное, развивающее, а не травмирующие и подавляющее активность ребенка общение.
Система работы предполагает опору на идеи Л. С. Выготского, основанные на понимании общения взрослого с ребенком, как сотрудничество, что обеспечивает наиболее полноценное развитие ребенка.
По идеи Карла Роджерса о построении формы общения «Взрослый» - «Дитя» большое значение имеют:
ПОНИМАНИЕ ПРИНЯТИЕ ПРИЗНАНИЕ
Умение видеть ребенка «изнутри» Безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, признание его индивидуальности Право ребенка в решении тех или иных проблем
Программа построена в рамках деятельностного подхода, где большое значение уделяется использованию игровой деятельности. В реализации программы используется так же элементы сказкотерапии в коррекционных целях.
Основные подходы и ориентиры, лежащие в основе программы отражают гуманистическую направленность идей Л. С. Выготского, Э. Эриксона, Карла Роджерса, Жана Пиаже.
РАЗНООБРАЗИЕ КОММУНИКАТИВ-НЫХ ДЕЙСТВИЙ (не встречающихся с взрослыми) Спорит, навязывает свою волю, требует.
приказывает, обманывает, жалеет. Впервые появляется притворство.
обида, кокетство, фантазирование, желание управлять другим ребенком.
оценка поведения, совместная игра, сравнение с собой.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ в общении со сверстниками в 9 - 10 раз больше экспрессивно -мимических проявлений, от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В 10 раз чаще конфликтуют со сверстниками, чем со взрослыми.
НЕСТОНДАРТ-НОСТЬ если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются норм поведения, то со сверстниками используют самые неожиданные действия и движения. Раскованы: прыгают. принимают самые причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга.
придумывают новые слова, сочиняют небылицы.
контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения, однако раскованность и нестандартность остаются отличительной чертой всего дошкольного детства.
ПРЕОБЛАДАНИЕ ИНИЦИАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НАД ОТВЕТНЫМИ для ребенка важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает.
Разрабатывая программу основывались на следующих принципах:
принцип творческой активности: вовлечение детей в различные игровые упражнения и их обсуждения, организовывали ситуацию общения таким образом, чтобы дать детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
принцип исследовательской позиции: создание таких ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решения проблемы, идти собственным путем.
принцип партнерского общения : формирование осознания детьми ценность другого, его мнения, интересы.
принцип объективизации поведения: получение обратной связи после игр, упражнений, этюдов, что позволяло каждому участнику высказаться о своих чувствах, поступках, узнать, что испытывают другие ребята, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.
1.8. Ожидаемые результаты
Реализация данной программы направлена на то, чтобы каждый ребенок вырос:
- уверенным в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях);
- готовым проявлять инициативу и взять на себя ответственность;
- внимательным, доброжелательно относящемся к сверстникам (умеющим помогать, сопереживать)
- умеющим принимать во внимание желание других детей, открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим;
- умеющим понимать причины и следствия своего поведения (почему рассердился, заплакал и т. д.);
- умеющим контролировать свое поведение;
- стремящимся познать самого себя и окружающий мир;
- умеющим преодолевать трудности, конфликтные ситуации, используя для этого весь свой внутренний потенциал.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Объем, структура, ресурсы, интегративные качества
Система деятельности включает в себя четыре модуля, каждый их которых решает определенные задачи.
№
Модуль
Темы Интегративные качества ЦОРы, ЭОРы,
1 «Учусь доверять» преодоление отчужденной позиции к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
1. «Каждый привлекателен по своему».
2. «Ты и я такие разные».
3. «Ты мне нравишься»
4. «У нас много общего»
5. «С кем я хочу дружить».
6. «Я доверяю тебе».
7. «Принимаю и оказываю помощь».
- Осознание ребенком отношения к себе;
- Развитие позитивного само-восприятия;
- Способность действовать самостоятельно;
- Формирование позитивного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства при-надлежности к группе;
- Идентификация своего образа со сверстниками;
- Развитие доверия друг к другу;
- Повышение уровня самоконтроля;
- Формирование терпимости к мнению собеседника. - фотографии,
- плакаты,
- презентации,
- видеофрагменты,
- видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы,
- мультимедийные презентации.
www.myshared.ru презентации для дошкольников;
https://www.rusedu.ru/subcat
архив программ и презентаций в ДОУ
https://eor-np.ru/node/978
правила общения
https://window.edu.ru«Единое окно доступа к образовательным ресурсам
www.ivalex.vistcom.ru
Сайт «Всё для детского сада»
2 «Волшебные средства понимания»
(научить правильно воспринимать сверстников, их движения, действия).
1. «Интонация».
2. «Мимика».
3. «Угадай мое настроение».
4. «Пантомимика»
5. «Угадай мои чувства».
6. «Мое настроение».
7. «Общее настроение»
- Дифференциация слухового восприятия, соотнесение сверстника и его звукового образа;
- Отклик на различные эмоциональные состояния окружающих людей;
- Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов;
- Идентификация собственного эмоционального состояния с явлениями окружающей действительности;
- Способность описывать свое настроение;
- Сознательное использование мимики и пантомимики для выражения своих эмоций.
3 «Помощники»
(дать возможность обособленным детям выразить поддержку другим).
1. «Помогаю и принимаю помощь».
2. «Веселые спасатели».
3. «Учусь просить о помощи».
4. «Давай я тебе помогу».
5. «Справимся со сложностями вместе».
6 «Когда мы вместе нам не страшно».
- Овладение различными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальные, невербальные);
- Адекватное использование жестов, мимики, пантомимики, диалогическую речь;
- Конструктивное взаимодействие (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- Умение действовать в сложных жизненных ситуациях.
- Способность менять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
4 «Вместе веселее».
(развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера, через организацию совместной продуктивной деятельности)
1. «Вместе веселее».
2. «Я+ Ты = Мы».
3. «Все вместе».
4. «Я умею тебя слушать».
5. «Давай договоримся».
6. «Вместе будем мы играть».
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
- Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- Потребность проявлять доброту, уважение к окружающим;
- Способность действовать сообща, в команде;
- Умение согласовывать свои действия в соответствии с правилами;
- Развитие активного словаря, умения вступать в диалог.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 26 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В качестве отдыха используются подвижные игры, где много смеха и движений. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Задания можно дополнять, менять. Упражнения могут упрощаться, усложняться, повторяться. Каждое занятие предполагает вариативное повторение
Каждое занятие состоит из 3-х частей.
1-я часть занятия.
Разные виды приветствия, позволяющие поднять общий тонус организма детей, создать положительный эмоциональный фон занятия, настроить на совместную работу.
2-я часть занятия.
Основная часть занятия. Игры, упражнения, этюды и т. д., направленные на решения задач каждого этапа работы.
3-я часть занятия. Обучение детей приемам саморасслабления. Снятие психомышечного напряжения. В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение, расслабление) отдельных групп мышц - рук, ног, туловища, лица, шеи.
В процессе релаксации происходит: осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности; погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. При обучении детей приемам саморасслабления используется релаксационная музыка, запись природных звуков - пение птиц, шум моря, водопада и др.
После проделанных упражнений на напряжение - расслабление с детьми проводится обсуждение того, что они чувствовали.
Программа построена посредством составления четырех основных модулей.
Задача первого модуля - преодоление отчужденной позиции к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. На этом этапе включаются игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.
Задача второго модуля - научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Здесь задача состоит в том, чтобы привлечь их внимание к сверстникам. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов и действий (мимики, жеста, пантомимики). Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. Игры, использованные во втором модуле, объединяют детей не только благодаря одинаковым движениям, но и благодаря общему настроению, общему игровому образу, что позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры, и создает чувство причастности.
Задача третьего модуля — дать непопулярным, обособленным детям, возможность выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. На этом этапе дети получают удовлетворение от своего доброго поступка, оттого, что он может принести радость другим детям. Взаимная забота и участие в нуждах сверстников объединяют детей и создают чувство причастности.
Задача четвертого модуля - становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими.
Совместная деятельность сначала организовывается в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать с популярным. Такая пара создает свое произведение самостоятельно, по «секрету» от остальных, что способствует объединению, побуждает детей договариваться друг с другом, и согласовывать свои усилия.
Деятельность носит не соревновательный, а продуктивный характер.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технологии, методы, средства
Используются методические средства и приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам программы : ролевые игры, психогимнастические этюды и упражнения, релаксационные методы, задания с использованием терапевтических метафор, а также эмоционально-символические методы.
Большинство из них – либо авторские разработки, либо авторские модификации. На всех занятиях решающее значение приобретает словесный метод: от слова педагога построение беседы зависит итоговый результат занятий с детьми. Занятия предполагают различные виды деятельности детей.
Сложность решения главной задачи программы состояла в том, что традиционные педагогические методы (объяснения, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрение и наказание) здесь оказались бессильны. Понятно, что такая задача может быть решена только в реальной
практике детских отношений. Исходя из этого, были выбраны ведущие методы и приемы работы, основанные на четырех основных
направлениях.
Аксиологическое направление
Предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Психогимнастические игры
Коммуникативные игры
Игры на развитие воображения
Эмоционально-символические методы.
Релаксационные методы
Инструментальное направление
Требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, формирования личностной рефлексии. Коммуникативные игры
Ролевые игры
Эмоционально-символические методы
Игры на развитие воображения
Задания с использованием терапевтических метафор Чтение психотерапевтических сказок Релаксационные методы Организация эффективной обратной связи
Потребностно -мотивационное направление
Заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте. Ролевые игры Коммуникативные игры.
Игры на развитие воображения
Игры и задания, направленные на развитие
произвольности
Задания с использованием
терапевтических метафор
Развивающее направление
Предполагает для дошкольников-адекватное ролевое развитие, а так же формирование
эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения. Коммуникативные игры Ролевые игры Игры и задания, направленные на развитие произвольности Психогимнастические игры Релаксационные методы Задания с использованием терапевтических метафор Чтение психотерапевтических сказок
Эмоционально-символические методы
Методические средства
Описание
Ролевые игры Принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных привычкам; проигрывание своей роли в гротескном варианте. Используются ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Роль изображается при помощи мимики и жестов, интонации. Используется психодрамма - разыгрывание расправы с пугающими объектами, при этом используется смена ролей; «оживляются» мысленные картинки детей.
Используется рассказ, пояснения, уточнения.
Психогимнастиеские этюды игры и упражнения В психогимнастических играх у детей формируется :
- принятие своего имени;
- принятие своих качеств характера;
- принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
- принятие своих прав и обязанностей. Используются игровые методы и приемы
Коммуникативные игры - игры на преодоление отчужденной позиции к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других;
- игры, цель которых - научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, слова;
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
- игры, обучающие умению сотрудничать. Используются игровые методы и приемы
Игры и задания, направленные на развитие произвольности Чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, используются понятия «хозяин своих чувств» и «сила воли» Используются игровые методы и приемы
Игры на развитие воображения «Мысленные картинки» - дети закрывают глаза, и под музыку придумывают картинку. Вербальные игры
Невербальные игры- с использованием мимики, пантомимики.
Задания с использованием
терапевтических
метафор Предъявление детям метафор приводит к усвоению ими мысли, что в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Чтение психотерапевтических сказок. Беседы. Используются словесные приемы: вопросы к детям, объяснения, пояснения.
Релаксационные методы осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности;
погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. Используются психомышечные тренировки, релаксация