Олеся Пашина
Исследовательский проект «Домашняя кухня — химическая лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение …. 3
2. Основная часть …4
2.1. Химия и вещества …4
2.2. Химические реактивы на домашней кухне….5
2.3. Опыты на домашней кухне ….6
2.3.1. Опыт №1. «Надуть шарик углекислым газом» .….6
2.3.2. Опыт №2. «С молочным письмом и нагревом» ….6
2.3.3. Опыт №3 «Пластмасса из молока» … 7
2.3.4. Опыт №4 «С молоком и красками» …7
2.3.5. Опыт №5 «С красками и маслом подсолнечным» …8
2.3.6. Опыт №6 «Вулкан» …. 8
3. Заключение…10
4. Список литературы…. 11
Введение
Публикация «Исследовательский проект „Домашняя кухня — химическая лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
У каждого из нас дома есть кухня. У каждой мамы на кухне есть множество баночек с сыпучими и жидкими веществами, для приготовления вкусной блюд. Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне. Мама очень любит готовить, у нее получаются вкусные блюда. Каждый день она делает что-то новое и интересное и вкусное. Однажды, мама готовила завтрак, я увидела, как она добавляет в тесто что-то шипящее и бурлящее. Я спросила: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня - это маленькая химическая лаборатория. Что такое «химия» мне прочитали мама и воспитатель из разных познавательных энциклопедий. А в нашей группе есть центр активности «Хочу всё знать!», где собраны различные материалы для опытов и экспериментов. У воспитателя я узнала, зачем нам нужны эти колбочки, баночки, приборы. На фотографиях в книгах видела разные пробирки, баночки с красивыми жидкостями внутри. Но какая связь между вкусными мамиными блюдами и химическими веществами, и превращениями. Это я и решила выяснить, а мама и воспитатель с радостью согласились мне в этом помочь. Так родился наш проект на тему «Домашняя кухня - химическая лаборатория».
Цель: формирование представлений о том, что домашняя кухня похожа на химическую лабораторию.
Задачи:
1. изучить литературу по теме исследования,
2. узнать, что такое химия,
3. познакомить с экспериментами по исследованию химических процессов на домашней кухне,
4. доказать, что домашняя кухня – это целая химическая лаборатория,
5. изготовить книжку-малышку «Маленький химик»,
6. представить презентацию.
Объект исследовательски-творческого проекта : вещества, которые мы используем для приготовления пищи на домашней кухне.
Предмет исследовательски-творческого проекта : изучение явлений, происходящих с веществами на домашней кухне.
Гипотеза исследовательски-творческого проекта : предположить, что, домашняя кухня – химическая лаборатория.
Методы исследовательского-творческого проекта : наблюдение, поиск информации, проведение опытов, обобщение материала, изготовление книжки-малышки «Маленький химик».
Место исследования : домашняя кухня.
Период проведения исследования : март 2019 года (3 недели).
2. Основная часть
2.1. Химия и вещества
Химия – наука, изучающая вещества, их состав, строение и их превращения, когда они вступают в контакт друг с другом. Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, древесина, камень и другие.
Известно, что мел, которым мы пишем на доске – это кальций с примесями; воздух, которым мы дышим – это вообще сплошной коктейль из химических ингредиентов. Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – резина, стекло, пластмасса и другие.
Я еще не изучала химию, но мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Вода – это смесь водорода и кислорода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния – жидкое, твердое, газообразное. Именно на кухне с мамой я проследила все ее состояния. Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар – газ. Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям разных профессий — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару.
Химия зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Наш организм – это целый химический реактор. Ведь он превращает съеденный творог – в кальций для зубов и костей, яйцо –в белок для мышц, шоколадку – в энергию для мозга. Химия существует с глубокой древности, но настоящей наукой она стала совсем недавно - не более 200 лет назад. Теоретические основы химии заложили древнегреческие учёные Анаксагор и Демокрит. Создателями современной системы представлений о строении вещества считаются: великий русский учёный М. В. Ломоносов, французский химик А. Лавуазье, английский физик и химик Дж. Дальтон, итальянский физик А. Авогадро.
2.2. Химические реактивы на домашней кухне
Приготовление пищи – это химический процесс. Ведь именно кулинары предоставили древним алхимикам самое разнообразное оборудование: печи, котлы, ступки, миски и, наконец, кухню – первую химическую лабораторию. Даже в наше время химическое оборудование лаборатории пополняется из арсенала кухонной утвари. Кухонная утварь очень похожа на химическую посуду. И служат та, и другая одинаковым целям: для измерения, перемешивания, размалывания, нагревания.
Интересно, чем же домашняя кухня напоминает научную лабораторию?
Раскрыв мамины кухонные шкафчики, на полочках я увидела уксус, соду, масло растительное, соль, муку, крахмал и т. д. Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания. Но не тут – то было! Эти же вещества можно встретить и у химика, но называться они будут по – научному. Например: соль - это хлорид натрия; уксус – уксусная кислота; сахар – сахароза; молоко – лактоза. Сплошная химия! Эту химию моя мама использует каждый день. Когда мама продукты варит, солит, жарит, парит, то в них происходят сложные химические процессы. И всё это для того, чтобы еда была вкусной. Настало время провести ряд химических опытов на домашней кухне. Все опыты, я, проводила с помощью мамы и воспитателя.
2.3. Опыты на домашней кухне
Как только человек начал готовить себе пищу, он, становился химиком. На сковородах и в жаровнях, в бочках и глиняных сосудах шли сложнейшие химические процессы. И все для того, чтобы пища была вкуснее и полезней.
Итак, приглашаю в химическую лабораторию.
Опыт №1 «Надуть шарик углекислым газом»
Для опыта понадобится: уксус 9% - 50 мл, сода пищевая – 2 столовые ложки, шарик воздушный, бутылка, воронка.
Цель: углекислым газом надуть шарик. Описание опыта: В бутылку наливаем уксус, а в шарик насыпаем соду. Одеваем шарик на горлышко бутылки и потихоньку высыпаем соду из шарика в бутылку. Вывод: Итак, газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается, точно также. Для выпечки можно использовать соду с уксусом или лимонную кислоту с содой. Тесто становится “воздушным” благодаря молекулам углекислого газа,
Опыт №2 «С молочным письмом и нагревом»
Для опыта понадобится: молоко, лист бумаги, утюг, кисточка.
Цель: доказать, что молочные буквы потемнеют и станут видны.
Описание опыта: Налили молоко в емкость, взяли лист бумаги и кисточку, намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами», получилось невидимые надписи на бумаге, дали высохнуть молоку 10 минут, прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом, в результате проявилась фраза коричневого цвета, в нашем случае — «Химия на кухне»
Вывод: молочные буквы потемнеют и станут видны. Это происходит от того, что молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.
Опыт№3 «Получение пластмассы из молока»
Для опыта нам понадобится: молоко, уксус, маленькая кастрюлька, формочка.
Цель: приготовить пластмассу из молока.
Описание опыта: Нагреваем молоко в кастрюльке так, чтобы оно было тёплым, но не кипело и не пенилось, cнимаем с плиты и добавляем несколько капель уксуса, получившаяся масса похожа на жидкую резину. Эту массу аккуратно промываем под струёй воды, заливаем её в формочки, ждём три дня, пластмасса готова.
Вывод: Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.
Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия.
Опыт№4 «С молоком и красками»
Для опыта понадобится: краски, молоко, любое средство для мытья посуды, ватная палочка.
Цель: Мыло, расщепляет жиры.
Описание опыта: В тарелочку налить небольшое количество молока. Добавить красители. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдают, как появляются цветные узоры. Чтобы получить интересные завихрения можно подуть на молоко. Ватную палочку окунают в моющее средство и опускают в красочную смесь. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Эффект происходит потому, что средство расщепляет жир, находящийся в молоке. Пищевые красители можно заменить гуашью, акриловой краской.
Вывод: Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.
Опыт№5 «С красками и маслом подсолнечным»
Для опыта нам понадобится: масло подсолнечное, вода, гуашь.
Цель: доказать, что подкрашенная вода не растворится в масле.
Описание опыта: Налили в прозрачный стакан масло. С помощью шприца накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом а просто плавали в стакане.
Вывод: В первую очередь, я подтвердила то, что масло и краски не смешиваются, т. к. краска, смешанная с водой. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже если попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Когда Вы льете краску в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.
Что нужно для приготовления оладьей? Мука, молоко, яйцо, соль, сахар, растительное масло. Мы смешали эти ингредиенты и пожарили оладушки, они получились, тоненькие и совсем не похожи на те, которые печет мама. Почему? Потому что мы не положили в тесто «шипучку». Этим рецептом пользовались наши прапрабабушки на протяжении последних 100 лет. Значит, он работает. Стоит попробовать и применить у себя на кухне. Попробуем погасить соду по рецепту 1910 года, для которого используют соотношение соды и лимонной кислоты 1:1.
Опыт №7. «Вулкан»
Для опыта нам понадобится: cода пищевая – 2 столовых ложки, уксус– 1 чайная ложка, вода, красная гуашь.
Цель: узнать, как выделяется газ, который называется углекислым.
Описание опыта: Насыпали внутрь кратера 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана. Далее налили сверху в горлышко воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой
Вывод: Итак, гидрокарбонад натрия больше известный, как сода пищевая вступает в реакцию, при которой происходит активное выделение углекислого газа, тех самых пузырьков, которые мы видим.
3. Заключение
Вместе с воспитателем и мамой ознакомившись с энциклопедией «Увлекательная химия» от Елены Качур и проделав опыты из книг Зубковой Н. М. и Ольгиной О. М., мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей домашней кухне – химические явления. Значит моя гипотеза подтвердилась -домашняя кухня- химическая лаборатория.
Продукты, как и всё во Вселенной, состоят из химических элементов, поэтому, готовя, мы, в сущности, производим химические реакции и надеемся, что получится вкусно! Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен знать химию, биологию, биохимию, физиологию питания. В процессе проектной деятельности у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала - что такое химия и химические вещества, провели химические опыты с разными пищевыми веществами. Тем самым доказала, что домашняя кухня — это целая химическая лаборатория.
В своей работе я увлеклась химией на кухне, изготовила вместе с мамой книжку - малышку «Маленький химик» теперь хочу узнать, как другие науки связаны с пищей, например, физика…
4. Список литературы
1. Зубкова, Н. М. Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н. М. Зубкова. - М. : Речь, 2013. – 64с.
2. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М. : Дет. Лит., 2002. – 175 с. : ил. – (Знай и умей).
3. Качур, Е. Увлекательная химия/. Е. Качур. – М. : Детство, 2017. – 80с.