Евгения Щербакова
Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лаборатория Фиксиков»
(практика исследовательского обучения
в детском саду)
методика А. И. Савенкова
Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков»
Тип: поисково-исследовательский
Вид: долгосрочный (2 месяца)
Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители группы.
Актуальность.
Публикация «Исследовательский проект „Лаборатория Фиксиков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2019
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность
познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т. д.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан поисково-исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру, желание активно изучать окружающий мир.
• Развивать любознательность, активность, отзывчивость.
• Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.
Познавательное развитие
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской, игровой деятельности, практических опытов.
• Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Развивать представления об основных физических явлениях
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость и т. д.)
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные
Речевое развитие
• Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение художественной литературыоб объектах окружающего мира
• Активизировать и расширять словарь по теме
• Создать развивающую среду для речевого развития по теме
Художественно-эстетическое развитие:
• Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
Физическое развитие
• Совершенствовать моторное развитие детей
• Развитие активности, ловкости, выносливости через подвижные игры.
Работа с родителями
• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
• Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы проведения:
Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями, чтение литературных произведений, игры.
Ожидаемые результаты
• Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
• Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• Рост уровня любознательности, наблюдательности.
• Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
• Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском на творческую, познавательную задачу с заранее известным решением.
Исследование – процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости развития у дошкольника стремления к исследованию, наблюдению. При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкрепленные конкретные яркими примерами
Методики, предлагаемые А. И. Савенковым, позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности : от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер и его нелегко использовать в образовании.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Решение ее, как и любой педагогической задачи, необходимо рассматривать в общем контексте современной педагогической проблематики.
Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста это сложное, новое дело. Воспитатель должен рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и понятны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами попробовали их назвать.
Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом сознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.
Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоял долгий, но увлекательный процесс совершенствования. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему этапов исследования, можно перейти к другому варианту организации: самостоятельные учебные исследования.
Коллективные занятия позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Чаще это свойственно одаренным детям, но любой ребенок, даже не причисленный к разряду одарённых, должен иметь возможность для неограниченного развития.
Исследовательское обучение может присутствовать и в форме какого-то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.