Олеся Балина
Проект «Детская научная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детская научная лаборатория»
Эффективность расширения и обогащения
представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире
в процессе реализации проекта «Детская научная лаборатория»
C одержание:
1. Актуальность…. стр. 3
2. Цель и задачи работы …. стр. 4
3. Опыт работы по проекту …стр. 5
4. Выводы …. стр. 7
5. Список использованной литературы и источников…. стр. 8
6. Приложения…стр. 9
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Проект „Детская научная лаборатория“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
(Китайская народная мудрость.)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавательно-исследовательская деятельность как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. [2]
В 1990-е годы Н. Н. Поддъяков в ходе исследовательской работы в системе дошкольного образования пришел к выводу, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью, ведущим видом деятельности является экспериментирование. [3]
В работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности, которая лежит в основе саморазвития ребенка. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. [5]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к выпускнику детского сада» выделены целевые ориентиры, в которых отмечено:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [1]
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, целевые ориентиры, становится понятно, что проблема повышения познавательной активности существует в современной действительности. [6]
При подготовке детей к школе мы столкнулись с тем, что дети проявляют мало самостоятельности и активности в познании окружающего мира и решили привлечь воспитанников своей группы к познавательно-исследовательской деятельности. В этой связи мы начали реализацию проекта «Детская научная лаборатория».
В начале нашей работы мы определили цель проекта : расширение и обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Наметили задачи проекта :
развивающие:
- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
обучающие:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
воспитывающие:
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Для реализации проекта нам потребовалась помощь родителей воспитанников. Мы провели родительское собрание, на котором предложили родителям активно поучаствовать в проекте : организовать проведение опытов дома, пополнить уголок экспериментирования, создать коллекции природных материалов и др. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например мы предложили родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей провели консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой» и др.
Работу вели поэтапно:
На I этапе в сентябре 2018 года мы занимались разработкой проекта. Решали следующие задачи:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.
3. Подобрать материалы, атрибуты для Детской Научной лаборатории.
4. Подобрать материал для проведения опытов и экспериментов с детьми.
6. Составить перспективный план мероприятий (Приложение 1)
7. Обсудить тему проекта и форму его защиты.
На II этапе с октября 2018 года по сегодняшний день мы реализовывали проект – организовали деятельность всех участников проекта : детей, педагога и родителей.
Мы использовали следующие формы работы с детьми: НОД, эксперименты, опыты, эвристические беседы, наблюдение, экологические игры, труд, чтение познавательной и художественной литературы.
Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков: непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. В группе оформили картотеку, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику:
- строение растений;
- размножение растений;
- опытническая деятельность по сезонам и др.
Физические опыты:
- движение;
- измерение;
- магнетизм;
- вещества и материалы;
- свет, цвет, звук.
В процессе экспериментирования дети учились:
- выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
В ходе работы мы организовывали диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?», уточняли цели деятельности детей и подводили их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает. В процессе проведения экспериментов были задействованы все дети, которые делали всё сами.
Примеров экспериментирования, которые мы проводили с детьми, можно привести много. Они позволяют ответить на многие детские «почему», пробуждают интерес к познанию окружающего мира, позволяют взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами, и открывают их свойства, функции, назначение. [7]
Эксперименты с детьми организовывали в форме игры. О физических явлениях дети узнали из таких экспериментов как «Свет повсюду», «Свет и тень», «Отражение в зеркале», «Радуга – дуга», «Гром и молния», «Выращиваем кристаллы», «Фокусы с магнитами», «Волшебная рукавичка» и др. Предметный мир узнавали из игр – экспериментов: «Лёгкий, тяжёлый», «Волшебное сито», «Свойства бумаги». «Мыльные пузыри» и др. О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок». Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др. При проведении игр «Поймаем воздух», «Воздух прозрачен и невидим», «Буря в стакане», «Воздух легче воды», «Волны», «Ветер по морю гуляет» и др. дети познакомились со свойством воздуха. О свойствах воды воспитанники получили представления из игр «Превращения воды», «Круговорот воды в природе», «Тонет, не тонет», «Как добыть воду», «Куда исчезла вода», «Откуда берётся иней», «Прозрачная вода», «Что растворяется в воде?» и др.
В каждом эксперименте мы выделили следующую структуру:
• осознание того, что хочешь узнать;
• формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
• выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
• фиксирование результатов, анализ полученных данных;
• совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Экспериментальные занятия в нашей Детской научной лаборатории мы строим на совместном творчестве с детьми, что в полной мере отвечает требованиям педагогики сотрудничества. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию
На заключительном III этапе в марте 2019 года подвели результаты, сформулировали выводы.
Выводы: таким образом, наши предположения подтвердились: в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; дети научились определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; к концу работы над проектом дети отличались широтой кругозора, любознательностью, интересно и с увлечением делились впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.
Мы наметили перспективы дальнейшего развития проекта :
• пополнение атрибутов Детской научной лаборатории;
• конкурс на изготовление коллекций предметов из разных материалов;
• подготовка фото- и видеоотчета о реализации проекта (Приложение 2);
• пополнение картотеки опытов и экспериментов;
• участие в Фестивале проектов в ДОУ.
Наш опыт проектной деятельности может быть использован педагогами во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной и совместной с воспитателем деятельностях. Кроме этого, мы планируем представить наш опыт работы на Фестивале проектов в ДОУ в мае 2019 года. А также наладить тесное сотрудничество с учителями школы №63 по дальнейшей реализации проекта нашими воспитанниками.
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. А. И. Иванова. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия. М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
6. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира). Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. Рыжова Н. А. Волшебница –вода – М. : Линка-Пресс, 1997.
8. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком, Обруч,— № 2.
9. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной, Обруч,— № 2.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста, Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
11. Цыплякова О. Где же пятый океан?. Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
12. Интернет ресурсы:
- https://moluch.ru/archive/181/46634/
-https://daynotes.ru/nauchnye_opyty_dlya_detej_v_domashnih_usloviyah/
-https://www.infoniac.ru/news/10-interesnyh-eksperimentov-dlya-detei.html
-https://naukaveselo.ru/eksperimenty
-https://www.youtube.com/watch?v=_dzn_G2S07Y
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми
СЕНТЯБРЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная
деят-ть
1 неделя - расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе;
- углублённо знакомить с водой, водными резервуарами и её свойствами, продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. «Наша Земля» Глобус»
«Что есть на нашей Земле»
Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
Оформление альбомов о водных ресурсах
Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»
2 неделя - познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлением муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба.
- показать детям хлебные изделия, сравнить их свойства и состав;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
«Как хлеб на стол пришёл».
«Виды хлеба»
Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.
Оформление уголка «Хлеб»
Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал»
3 неделя - познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас;
- учить пользоваться журналом научных наблюдений. «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»
«Свойства некоторых вещей»
В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) Самостоя-тельное рассматривание журналов
ОКТЯБРЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная
деят-ть
1 неделя - познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. - показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. ;
- учить готовить соляной раствор.
«Волшебница соль»
«Почему вода в море соленая?» Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)
Проведение опытов в Научной лаборатории Самостояте-льные исследования по растворимости соли в воде
2 неделя - познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением Беседы:
«Берегите бумагу»
«Где изобрели бумагу»
«Почему бумага разная?» Проведение опытов в Научной лаборатории Самостояте-льное рассматривание коллекции бумаги
3- 4 неделя - показывать разные виды песка;
- расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка.
- расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. Беседа «Горы», «Свойства песка»
Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).
Оформить выставку изделий из стекла
Опыты с кинетическим песком Постройки из кинетического песка
НОЯБРЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная
деят-ть
1-2 неделя -познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия;
-закреплять знания безопасности при проведении опытов «Цунами»
«Торнадо. Ветер»
Беседа с показом видеофильма
Проведение опытов в Научной лаборатории «Сделаем вулкан» Просмотр научных энциклопедий
3 неделя - познакомить с магнитом и его свойствами;
-дать понятие притяжения, магнитного поля;
- рассказать о применении магнитов в науке и в быту
«Магнит. Как достать скрепку?»
Опыты в Научной лаборатории Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы, о магнетизме
Самостоятельные опыты детей с магнитами
4 неделя - показать виды камней;
- закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые);
- расширять знания детей о свойствах камней.
«Где применяются камни?»
«Удивительные камни»
В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). Самостоятельное рассматривание коллекции камней
ДЕКАБРЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная
деят-ть
1 неделя - расширять знания детей о значении воды, её применении;
- рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). - дать понятие чистой и грязной воды.
- воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Объяснять, что жизнь зародилась в воде. Беседы с показом опытов «Солёная вода»
Беседы об охране воды.
Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)
Изготовление цветного льда. Эксперименты в Научной лаборатории
2-3 неделя - совершенствовать знания детей о воде и её свойствах.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты.
- развивать собственный познавательный опыт детей - Проведение открытого занятия совместно с родителями «Свойства воды»
«Где применяется вода» На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»
4 неделя - закреплять знания детей о зиме, явлениях природы;
- продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега;
- учить сравнивать снег и лед в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега и льда»
Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»
Сооружение снежных построек
ЯНВАРЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная
деят-ть
1 неделя - объяснять понятие круговорота воды в природе;
- показывать зависимость воды от температуры;
- учить соблюдать безопасность. «Круговорот воды в природе»
Просмотр видеофильма о круговороте воды в природе В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.
2-3 неделя - установить, где находится воздух и как его обнаружить;
познакомить детей с его свойствами;
-на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами, феном показать, что воздух находится везде;
-объяснить понятие «невесомость в космосе». «Где прячется воздух.
Свойства воздуха» (открытое занятие для педагогов ДОУ)
Беседы о правильном дыхании, дыхательная
Гимнастика, воздухом наблюдение на прогулке за свойствами воздуха Рассматривание детских энциклопедий
4 неделя - учить работать в лабораторных условиях;
- показать детям различные виды термометров, градусник; - объяснить, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. «Градусник. Термометр»
Беседы о назначении приборов для измерения температуры
Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры Самостоятельные измерения температуры
ФЕВРАЛЬ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная
деят-ть
1 неделя - познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним; познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. – провести опыты с использованием трения.
«Волшебное электричество»Живые волосы»
Оформить альбом «Безопасное обращение с электроприборами»
Выставка бытовых электроприборов.
Беседа о применении электричества в современном мире. Эксперименты в Научной лаборатории
2 неделя - познакомить со свойствами огня;
- рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним;
- воспитывать безопасность при проведении опытов. «Огонь наш друг и враг»
Оформить альбом «Его величество огонь»
Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»
Экскурсия в пожарную часть
3 неделя - познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла; - рассказывать детям о его применении, назначении и значении;
- учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию;
- продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.
«Виды масла, его применение и свойства» Показать детям разные виды масел Экпериментиро-вание в Научной лаборатории
МАРТ
Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная
деят-ть
1-2 неделя - расширять экологические знания детей;
- знакомить со способами посадки лука (почва и опилки);
-учить наблюдать за ростом растений;
-воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней.
«Посадка лука»
Наблюдаем за ростом лука.
Посадить лук в тени и на солнце.
Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.
Самостоятельные наблюдения за ростом лука
3 неделя «Свет и тень»
- понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. «Свет и тень»
Опыты в Научной лаборатории
Показ теневого театра Самостоятельные опыты со светом и тенью
4 неделя Подведение итогов Участие в Фестивале проектов в ДОУ Создание фото- видеоотчета о реализации проекта
Приложение №2
Фотоотчет о реализации проекта «Научная детская лаборатория»
i][/i]