Наталья Федосеева
Проект «Лаборатория экспериментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : развитие познавательного интереса у детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта :
• развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Публикация «Проект „Лаборатория экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• развивать ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Сроки проекта : ноябрь-декабрь 2017г
Руководитель проекта : Ст. воспитатель.
Участники проекта : Педагоги и специалисты ДОУ.
Актуальность проекта : На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Результаты мониторинга исследовательских центров РППС позволяет сделать вывод о том, что оснащение для экспериментальной деятельности в нашем ДОУ находится на низком уровне. Поэтому данный проект направлен на организацию и развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Реализация проекта :
I этап. Организационный
Цель: разработка перспективного плана реализации проекта
1. Изучение методической литературы по тематике проекта.
2. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах и ДОУ.
3. Информирование родителей о ходе реализации проекта.
II этап. Внедренческий
Цель: приобщение детей и родителей к экспериментально-поисковой деятельности с элементами дизайна.
Планирование проекта
1. Экспериментирование с материалами (ткань, бумага, мыло, стекло, зеркало)
сроки Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный Ответственные
1 неделя
• Просмотр мультфильма «Фиксики»
Презентация своего центра экспериментирования для детей (что там живет, правила работы и т. д. презентовать новый опыт)
• Конкурс «Дизайн лаборатория»
• ЧХЛ:
Шапиро А. «Секреты знакомых предметов»
Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»;
С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»
• Беседы: «Какая бывает бумага?»,
«Что можно сделать из бумаги?»,
«Виды ткани»,
• ИЗО
Лепка- Лепка предметов с деталями из картона (крылья у птички, стрекозы, бабочки, парус у кораблика)
Украшение бумажных заготовок (крылья бабочек, семечки у арбуза, чешуйки у рыбки, укрась чашечку)
Рисование - «Мыльные пузырьки» (отпечатки)
Аппликация- Обрывная аппликация «Разноцветная мозайка» - мячик, скатерть, зонтик…
Обрывная аппликация из мятых бумажных шариков «Рыбка неваляшка», «Цыплята», «Лисичка»
• Д/ игры: «Что изменилось?»,
«Что стало по-другому?»,
«Назови форму предмета»
• Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1
• М/ подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
• Просмотр видеофильма «Как проводят опыты?»
Презентация своего центра экспериментирования, что там живет, правила работы и т. д. презентовать новый опыт)
• Конкурс «Дизайн лаборатория»
• ЧХЛ:
Шапиро А. «Секреты знакомых предметов»
Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»;
С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»
• Беседы: «Из чего делают бумагу?»,
«Зачем беречь бумагу?»
«Для чего люди используют ткань?»,
«Для чего люди используют в быту мыло?»
, «Из чего делают стекло?»,
«Свойства стекла» и т. д.
• ИЗО
Лепка- Лепка из бумажной массы.
Рисование - «Чудеса с мыльными пузырьками»
Аппликация- Объёмные аппликации из мятой бумаги, фольги, аппликация из ткани.
• Д/ игры: «Двенадцать месяцев»
«Найди клад по карте»
«Морской бой»
• Опыты с материалами (по выбору педагога) См. приложение№1
• М/ подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
Педагоги, специалисты ДОУ
РППС: Пополнение центра экспериментирования
Материалы для экспериментирования
Коллекция «Виды ткани», «Виды бумаги», «Пуговицы» -карточки с заданиями к коллекциям, «Живая коллекция» -семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые)
Тематические альбомы: «Что из чего?»
Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов
2. Эксперименты с полезными ископаемыми (глина, песок, камни, соль и т. д.)
сроки Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный Ответственные
2 неделя • Беседы: «Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?»
• Опыты с полезными ископаемыми (по выбору педагога)
См. приложение№2
• ЧХЛ.
«Сказки о полезных ископаемых»
П. Бажов «Серебряное копытце»
Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?»
• ИЗО
Лепка- Лепка из солёного теста. Лепка с использованием природного материала.
Рисование - «Солёные чудеса» - рисование по сырому с солью.
Аппликация- аппликация с использованием природного материала
• Подвижные игры и упражнения
«В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи»
• Беседы: «Камни вокруг нас», «Как живут камни?»
«Какие бывают полезные ископаемые?», «Что из чего?» «Что у нас под ногами?» «Что делают из полезных ископаемых?»
• Опыты с полезными ископаемыми
(по выбору педагога)
См. приложение№2
• ЧХЛ
П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки?» Братья Гримм «Беляночка и Розочка». «Сказки о полезных ископаемых»
• ИЗО
Лепка- Лепка из глины, солёного теста. Лепка с использованием природного материала.
Рисование – рисование с солью, с песком
Аппликация- аппликация с использованием природного материала
• Подвижные игры и упражнения
«В какой руке камешек?», «Спрячь и найди», «Кто дальше», «Найди камешек», «Меткий стрелок», «Моя находка», «Успей поймать», «Следы на песке», «Послушный камешек», «Кто дальше метнёт?», «Геологи»
Педагоги, специалисты ДОУ
РППС: Пополнение центра экспериментирования
Материалы для экспериментирования
Коллекции «удивительные камни», «Сыпучие» (песок, почва, соль, разные крупы) «Живая коллекция» - семена тропических фруктов (манго, авокадо, хурма, цитрусовые). Задания к коллекциям.
Тематические альбомы: «Полезные ископаемые», «Арт-объекты из песка», «Поделки из песка», «Профессии людей» (добыча полезных ископаемых)
Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов
сроки 3. Занимательные опыты
Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный Ответственные
3 неделя
• Занимательные опыты (по выбору педагога) см приложение№3
• Подведение итогов Конкурс «Дизайн лаборатория»
• Развлечение (муз. рук-ль) Квест-игра (инстр. по ФИЗО)
• ИЗО
Лепка- Лепка из фольги. (колобки, бусы, улитка)
Опыты с пластилином.
Лепка с нетрадиционным дополнительным материалом (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из- под конфет) - «Необычные предметы»
Рисование - «Волшебные картинки» -рисование воском и красками, мл. -ср. «Чудеса с кляксами»- эксперименты со смешиванием цветов, кляксография,ст. гр.
Аппликация- Аппликации с использованием природного и нетрадиционного дополнительного материала.
РППС: Пополнение центра экспериментирования
Материалы для экспериментирования
Алгоритмы, пооперационные карты для выполнения опытов
Смотр-конкурс центров по экспериментальной деятельности
III этап. Рефлексивный
Цель: выявление лучшего опыта работы по организации опытно-экспериментальной деятельности
1. Насыщение центра по экспериментированию (алгоритмы, фиксационные карты, материалы для экспериментирования).
2. Приобщение родителей к художественному дизайн-экспериментированию.
3. Отчет о ходе реализации проекта.