Светлана Батаева
Домашние занятия по развитию речи для детей с ОНР (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Домашние занятия по развитию речи для детей с ОНР (средняя группа)
Лексическая тема «Зима. Новый год»
1. Закончи предложение одним и тем же словом зима и снеговик
Наступила …. Мы долго ждали ….
Мы думали о ….
Мы решили слепить …
Потом приделали нос – морковку нашему ….
А ведро надели на голову ….
Мы играли со ….
Вечером маме мы рассказали о ….
2. Назови ласково:
снег - зима -
мороз - снеговик -
ёлка - санки -
3. Помогите ребенку составить рассказ – описание о любой елочной игрушке или о вашей новогодней елке___
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
4. Отгадайте загадку и выполните штриховку отгадки.
Меня не растили – из снега слепили
И вставили ловко мне в носик морковку. ….)
Лексическая тема «Домашние и дикие животные»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Кошка лакает молоко». Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
«Фырканье лошади». Вибрация губ.
«Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
«Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
2. Дыхательная гимнастика:
«Волк воет». Пропеть «У-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко).
«Кошечка». Произносить «Мяу-мяу-мяу». (Произносить тихо и громко).
3. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывать поочередно пальцы сначала
на одной, затее на другой руке, начиная с больших)
4. Игра «Мама и детеныш (детеныши)»
Мама Детеныш Детеныши
Лиса … …
Белка
Медведица
Волчица
Ежиха
Корова
Лошадь
Овца
Коза
Зайчиха
Кошка
Собака
5. Упражнение «Кто лишний?»
Лиса, волк, собака, медведь. Почему?___
Кошка, корова, белка, лошадь. Почему?___
Лексическая тема «Профессии. Продавец. Почтальон»
1. Артикуляционная гимнастика:
«Качели». «Почистим зубки».
«Часики». «Иголочка».
2. Дыхательная гимнастика:
«Кто дольше пропоет звук?». Поем звуки А, У.
«Остуд чай».
3. Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
(Сжимают и разжимают пальчики в кулачки)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
(На каждое название загибать по одному пальчику,
начиная с больших, на обеих руках)
4. Упражнение «Телеграф»
Предложите ребенку отстучать кулачком по поверхности стола следующие ритмические серии:
// // //; // // // //; ///; ///; ///.
5. Что делает человек, который работает:
Продавцом ___;
Почтальоном ___;
6. Упражнение «Подскажи словечко»
Предложите ребенку закончить стихотворение.
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы с тобой берем
И на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин
И заходим в … ___
Выучите стихотворение.
7. Обведи и раскрась весы и гири. Нарисуй, что ты хочешь
взвесить на этих весах.
Лексическая тема «Транспорт. Профессии на транспорте.»
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лопатка», «Иголочка»,
«Почистим зубки», «Лошадка», «Заборчик» - «Трубочка», «Качели».
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Загони мяч в ворота».
Упражнение «Двери открываются». Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук: ф-ф-ф-ф. Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф.
3. Пальчиковая гимнастика «Машина»
Папа мне купил машину,
(Ритмичное касание одинаковых
пальцев обеих рук, начиная с больших)
Две педали у нее
(Сжать руки в кулачки)
И резиновые шины.
(Переплести пальцы обеих рук между собой)
Ездить будет мне легко.
(Ритмичное касание одинаковых
пальцев обеих рук, начиная с мизинцев)
4. Упражнение «Что лишнее?»
Поезд, мотоцикл, кукла, трамвай. Что лишнее? Почему?
___
Груша, банан, автобус, апельсин. Что лишнее? Почему?
___
Машина, лодка, трамвай, автобус. Что лишнее? Почему?
___
Шофер, машинист, продавец, водитель. Кто лишний? Почему?
___
5. Игра с мячом «Чем управляет?»
Предложите ребенку вспомнить, кто управляет транспортом. Вы бросаете мяч ребенку и задаете вопрос. Ребенок должен поймать мяч, затем ответить на вопрос и вернуть мяч снова Вам.
Шофер управляет … чем? (___);
Летчик управляет … чем? (___);
Водитель управляет … чем? (___);
Капитан управляет … чем? (___).
6. Выучите стихотворение.
В небо синее пилот
Поднимает самолет
И летит за облаками
Над горами и лесами.
Лексическая тема «Транспорт. Профессии на транспорте.»
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лопатка», «Иголочка»,
«Почистим зубки», «Лошадка», «Заборчик» - «Трубочка», «Качели».
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Загони мяч в ворота».
Упражнение «Двери открываются». Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук: ф-ф-ф-ф. Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф.
3. Пальчиковая гимнастика «Машина»
Папа мне купил машину,
(Ритмичное касание одинаковых
пальцев обеих рук, начиная с больших)
Две педали у нее
(Сжать руки в кулачки)
И резиновые шины.
(Переплести пальцы обеих рук между собой)
Ездить будет мне легко.
(Ритмичное касание одинаковых
пальцев обеих рук, начиная с мизинцев)
4. Упражнение «Что лишнее?»
Поезд, мотоцикл, кукла, трамвай. Что лишнее? Почему?
___
Груша, банан, автобус, апельсин. Что лишнее? Почему?
___
Машина, лодка, трамвай, автобус. Что лишнее? Почему?
___
Шофер, машинист, продавец, водитель. Кто лишний? Почему?
___
5. Игра с мячом «Чем управляет?»
Предложите ребенку вспомнить, кто управляет транспортом. Вы бросаете мяч ребенку и задаете вопрос. Ребенок должен поймать мяч, затем ответить на вопрос и вернуть мяч снова Вам.
Шофер управляет … чем? (___);
Летчик управляет … чем? (___);
Водитель управляет … чем? (___);
Капитан управляет … чем? (___).
6. Выучите с ребенком стихотворение.
В небо синее пилот поднимает самолет
И летит за облаками над горами и лесами.
Лексическая тема «Первые весенние цветы.»
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения
- Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания).
- Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.
- Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
- Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
- Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы и произнести: «Тдд-тдд-тдд».
2. Дыхательная гимнастика.
Упражнения «Чей шарик дальше укатится?», «Озеро».
3. Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе. Назовите весенние месяцы, обратите внимание на первый весенний месяц – март. Понаблюдайте за тем как изменилась погода: стало теплее или холоднее.
4. Пальчиковая гимнастика «Подснежник»
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лед.
Воробей из лужи пьет.
Самый первый, самый тонкий
(На каждую строчку стихотворения
загибать пальчик, начиная с большого)
Расцветет цветочек нежный.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
(Энергичное сжимание пальчиков в кулачки)
5. Игра «Один-много».
Стебель - ___;
Листик - ___;
Бутон ___;
Цветок ___;
Лепесток ___;
Подснежник - ___;
Первоцвет -.
Лексическая тема «Дикие животные весной».
1. Артикуляционная гимнастика.
«Бобры пилят дерево». Круговое движение нижней челюсти
«Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу, затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
2. Дыхательная гимнастика.
«Ёжики принюхиваются». Вдох через нос, выдох через рот с вибрацией губ (фырканье).
«Волк и волчонок». Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить громко). А волчок воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо).
3. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращать большим пальцем).
4. Поиграйте с ребенком в игру «Узнай по описанию». Взрослый рассказывает о животном, какое оно, а ребенок отгадывает.
Он колючий, маленький, серый. Кто это?___;
Она рыжая, пушистая, хитрая. Кто это? ___;
Он серый, длинноухий, быстроногий. Кто это?___;
Он большой, коричневый, неуклюжий, косолапый. Кто это?.
Затем попросите ребенка, пусть он расскажет о каком-нибудь животном, а вы попытаетесь отгадать кто это?
5. Выучите с ребенком стихотворение:
Три пушистых рыжих шкурки
Дружно вышли на прогулку.
Лис, лисица и лисенок,
Папа, мама и ребенок.
Три колючих колобка
Притаились у пенька.
Еж, ежиха и ежонок,
Папа, мама и ребенок.
Волки вышли из-за елки,
На охоту вышли волки.
Волк, волчица и волчонок,
Папа, мама и ребенок.
У лесной речушки хатка,
В ней бобриха и бобрятки.
Папа бобр их охраняет,
Возле хатки он ныряет.