вера кайдаракова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Домашние птицы и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе по теме: «Домашние птицы и их детеныши».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Домашние птицы и их детеныши“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащение детского словаря.
Задачи:
Развивающая : развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать мышление и речь (расширять и активизировать словарный запас - птичница, курятник, птичий двор, развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к птицам, труду людей на птицеферме; воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, сосредоточенно выполнять задания, совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Образовательная: систематизировать знания о домашних птицах, местах их обитания, голосе, питании, членах птичьих семей, пользе для человека; совершенствовать грамматический строй речи – учить в образовании слов с увеличительно - ласкательным суффиксом – ще; закрепить предлоги: в, на, за, под; упражнять в назывании детёнышей птиц во множественном числе, родительного падежа); упражнять в назывании членов семьи каждой домашней птицы, упражнять в составлении предложений – из трёх слов; упражнять в образовании слов – действий от звукоподражаний; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентационный материал, мяч, пластилин, доски, стеки.
Методические приё мы:
- практические: дидактические игры, сюрпризный момент.
- наглядные: демонстрация картинок, показ презентации, использование наглядности.
-словесные: беседа, вопросы, использование стихотворного материала.
Предварительная работа: познавательные беседы с детьми о домашних птицах, чем питаются, о том, где живут, об их детёнышах; чтение рассказов Б. Заходер «Очень вежливый индюк». Разучивание песенок, стихов, потешек о домашних птицах. Просмотр презентаций : закрепление основных приемов лепки.
Ход:
1. Организационный момент: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Узнаем очень много интересного.
-, Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить птичий двор.
2. Беседа о домашних птицах.
– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)- слайд 2.
– А что еще называют их домом? (Птицеферму)
– Кто ухаживает за домашними птицами? (Птичница)
– Еще кто-то может? (Птичник)
– А кто такие птичница и птичник, что они делают? (Специальные люди, которые кормят, поят, убирают, ухаживают)
– Из чего едят птицы? (Из кормушки)
– Из чего пьют? (Из поилки)
– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
3. Дидактическая игра "Посмотри и назови".
– Каких же домашних птиц мы встретили на птичьем дворе? ( Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком).
-Что общего у всех домашних птиц? - (голова, туловище, ноги, клюв).
-В чем отличия? - (окраска, размеры: клюва, лап, хвоста; длины шеи).
– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка).
4. Дидактическая игра "Кто как кричит?".
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
Образец:
петух – кукарекает;
курица – кудахчет, квохчет;
цыпленок – пищит;
утка – крякает;
гусь – шипит;
индюк – болбочет.
5. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок. Где они живут?
6. Дидактическая игра "Один – много".
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
(Воспитатель бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)
Образец:
курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
7. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".
– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Воспитатель предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)
Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.
– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)
– А дальше? (Высиживает птенцов)
– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)
– А затем? (Выкармливает птенцов)
8. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".
– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.
Образец:
петух (какой) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая) – красноклювая,
утята (какие) – шустрые,
9. Дидактическая игра "У кого что?".
– А давайте скажем, чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)
Образец:
у петуха (что есть) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у утки – широкие лапы.
10. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".
– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.
Образец:
птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
11. Дидактическая игра "Считайка" :
– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Воспитатель на доске ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета, сначала считаем цифры на русском языке, а потом на татарском языке).
Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,
один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –
– Давайте посчитаем птиц по порядку.
Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,
первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –
13. Дидактическая игра "Потерялись слова".
– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)
Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд
16. Рефлексия.
- Ребята, что вы сегодня узнали нового?
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были? Кого из домашних птиц встречали?
– Кому помогали?
–– Мы многое сегодня узнали, многое вспомнили и повторили. Молодцы.
Лепка одного из домашних птиц.