елена ермакова
Проект для старшей группы «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Земля – наш общий дом».
Актуальность:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Публикация «Проект для старшей группы „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу. Наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Считаю, что экологическое образование необходимо начинать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цель:
Формирование у детей элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.
Задачи проекта :
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
-расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;
-развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- создать условия для реализации проекта.
Проект будет использован в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой, совместной.
Новизна проекта состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте через электронный адресат. Группа в контакте -1 группа «Капитошки»
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей группы (5 -6лет).
2. Воспитатель.
Вид проекта…
среднесрочный (09.01.2017-28.04. 2017)
Тип проекта :
исследовательско-творческий
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-целевые прогулки, экскурсии;
- проведение ООД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов, сказок, потешек с упором на экологическое воспитание
- творческая мастерская художественно-эстетическое развитие;
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
-конкурсы, акции;
-выставки детских работ;
-анкетирование и консультации для родителей
Этапы реализации проекта
Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш общий дом»
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
4. Составить план реализации проекта.
Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:
- Подумайте, что означает сигнал SOS?
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
- Для кого природа является домом?
- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?
Ответы детей SOS – сигнал бедствия.
Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.
Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:
- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?
- Кто такие юные защитники природы?
Реализация проекта
1. Организованная образовательная деятельность
• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность
• “Зимушка –зима “(интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
• «Зеленая елочка – живая иголочка»
• “Наши пернатые друзья” (интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
2. Беседы
• Значение воды в жизни всего живого
• Можно ли жить без воды?
• Мы друзья природы
• Лес и наше здоровье
3. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник». В. Бианки «Ребятам о зверятах», В. Зотов «Лесная мозаика»,
Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».
4. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».
5. Работа с пословицами о родной земле
6. Рассматривание альбомы: «Животные леса», «Угадай правило», «Природа и я». Энциклопедия: «Наш лес».
7. Дидактические игры: Кто где живет?», «Детки на ветки», «Парочки», «Берегите природу».
8. Акция «Помоги птицам зимой»
9. Презентация видео роликов о птицах.
.10 Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям
• «Зеленая елочка – живая иголочка»
• «Сохраним нашу планету»
• Выставка детского творчества “ Наши певчие птицы “
• Информационный стенд «Панорама добрых дел»
•Огород на подоконнике.
11 Консультации “Как провести выходной день на природе “
“Экологическое воспитание детей в семье “
Взаимодействие с родителями
- Беседа (Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе).
- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».
- Родители и дети приняли активное участие в выставке
«Кормушки для наших друзей», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Земля – наш дом».
Заключительный этап.
Совместное творчество детей, родителей и педагога.
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие в лес».
- Оформлена фотовыставка «Мир глазами детей».
- Проведено анкетирование для родителей.
Таким образом, в ходе реализации проекта дети
- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;
- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;
- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Используемая литература.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
9. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) .
Библиографическое описание: Новикова Н. П. Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 112-115.
Вид деятельности Задачи
ДЕКАБРЬ- ЯНВАРЬ
Изготовление кормушек для птиц. Проведение конкурса кормушек: «Покормите птиц зимой» Вызвать у детей интерес к изготовлению кормушек, прививать навыки заботиться о птицах, учить подкармливать птиц зимой
Оформление участков, построение лаберентов, ледяных разноцветных игрушек для елочки. Учить наблюдать за природными изменениями, наблюдать за свойствами воды.
Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима». Прививать навыки отражения собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности
Акция «Зелёная елочка – живая иголочка» Вызвать у детей интерес к изготовлению ёлочек из бросового материала, учить беречь и охранять зелёные насаждения
Конкурс рисунков «Планета Земля» Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности
Изготовление различных видов театра из бросового материала Формировать у детей интерес к театральной деятельности, учить изготавливать различные виды театров из бросового материала
«Тематическая выставка: «наши пернатые друзья» Прививать навыки отражения собственных впечатлений о жизни и повадках пернатых друзей в изобразительной деятельности
февраль
Проведение недели тематические беседы, экспериментирование, музыкальные, физкультурные развлечения Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Иследовательская: “Вода вокруг нас” Повысить интерес детей к воде, развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку.
Доставить детям радость, создать хорошее настроение.
март
Выращивание цветов для мамы Вызвать у детей интерес к выращиванию цветов для мам, учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки
Конкурс «Огород на окне» Вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе
апрель
Оформление планетария Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.
Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности
Оформление книжек-самоделок «Моё любимое растение» Развивать творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику, фантазию у детей дошкольного возраста.
Подведение итогов реализации проекта.