Шустова Татьяна Викторовна
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Публикация «Познавательно-исследовательский долгосрочный проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Планета Земля - наш дом
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической и нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы экологических представлений. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка бережного отношения и осознанного поведения в окружающей среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них экологической культуры необходимо разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, ощущения единства с природой. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТЕЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях;
- работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы «Огоньки», воспитатели, родители.
Срок реализации: 01.09.2016 года по 07.04.2017 года.
Цель проекта : формировать у детей основы экологического знания, экологической культуры, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закреплять знания детей об экологии;
• Расширять знания детей о живой и неживой природе;
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивающие:
• Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.
Предварительная работа:
• Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о…» и прочее;
• Использование календаря природы- дети отмечают состояние, изменения в природе и окружающем (одежда, труд людей);
• Для исследовательской деятельности создание лаборатории (картотека опытов, разнообразные виды колб, мензурок, предметных стекол; увеличительные стёкла, модели почв);
• Рассматривание разнообразных плакатов, альбомов, энциклопедии по теме, подобрана художественно- публицистическая литература о природе.
Ожидаемые результаты:
у детей:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
родители:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Содержание Участники
I этап- подготовительный
(август-сентябрь 2016г.) 1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
II этап- основной- практический
(октябрь-февраль) 1. Разработка конспектов НОД, сценариев, эколого-музыкальных праздников, игр.
2. Расширение первоначальных детских представлений, накопление полученных знаний о правилах поведения в природе, общественных местах через НОД.
3. Беседы с детьми, заучивание стихов, чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии.
3. Пропаганда среди родителей и педагогов по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста через консультации.
4. Разработка консультаций для родителей по формированию экологической культуры.
5. Осуществление контроля за ходом работы по реализации проекта.
III – заключительный
(март 2017г.) 1. Презентация из опыта работы ДОУ по реализации проекта «Земля – наш общий дом».
• Организация выставок поделок, рисунков, изготовленных совместно педагогами детьми, родителями.
3. Обобщение и распространение опыта по проведению экологических мероприятий: в семье, детском саду.
4. Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы реализации проекта :
• Экологические занятия.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Познавательное чтение.
• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
• Природоохранные акции.
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
6. Огород на окне в группе.
7. Возможность участия воспитанников, родителей в конкурсах и смотрах.
8. Интернет ресурсы, проведение презентаций.
9. Высокий профессиональный уровень педагогов ДОУ.
Результаты проекта :
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
№ Мероприятия, содержание Срок проведения Ответственный
С детьми
1. Презентация проекта развлечение с элементами КВН «День Земли»
Апрель Воспитатели,
Музыкальный руководитель
2. • Дидактические и экологические игры:
- ходит капелька по кругу
- земля, вода, огонь, воздух
- что где растет?
- построим дерево
• Имитационно-подражательные игры;
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе;
• Заучивание пословиц, поговорок о явлениях в природе;
• Чтение художественной литературы;
• Выставка рисунков «Сохраним природу»
- конкурс поделок «Дары осени» (поделки из бросового материала);
- конкурс «Огородная сказка»
- игровые задания;
- картотека «Подвижные игры», «Дидактические игры» по экологии. В течение учебного года Воспитатели
3. Непосредственно образовательная деятельность:
- «Мой край родной Саратовский край»
- «Вода- волшебница»
- «Удивительный песок»
- «Лес- наше богатство»
- «Где прячется воздух?»
- «Через добрые дела можно стать юным экологом»
-«Земля – наш общий дом»
- «Посадка лука»
художественное творчество:
- «Осень золотая»
- «Рябина»
- «Экологические знаки»
- «Сохраним природу»
- «Таинственный лес»
Коллективная работа «Деревья на участке» В течение учебного года Воспитатели
4. -Изготовление гербариев листьев
- Создание плаката «Панорама добрых дел»
- Изготовление макета «Зеленый наряд детского сада» В течение учебного года Воспитатели
5. Исследовательская и экспериментальная работа: опыты на тему:
- «Условия, необходимые для выращивания растений», «Очистка воды»
- опыты с песком, солью и др. В течение учебного года Воспитатели
6. Проведение природоохранных акций.
- «Зеленая елочка- живая иголочка»
- «Берегите наш город от мусора»
- «Покормите птиц»
- «Скворечники» Декабрь-март Воспитатели
7 Труд:
Полив комнатных растений
Мытье комнатных растений
Черенкование комнатных растений
Субботник на территории детского сада
Сезонные наблюдения за растениями, животными и птицами
Кормление птиц зимой
Уборка территории детской площадки от мусора в режимных моментах
Труд детей на огороде В течение учебного года
9. Наблюдения за явлениями живой и неживой природы:
- Цикл наблюдений за животными и птицами;
- за облаками,
- распусканием почек, листьями и др. В течение учебного года
Апрель Воспитатели
10. Беседы:
- Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, правильно питайся!»;
- Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций;
- Беседа о значении природы в жизни человека (дид/игры);
- Беседа «Вода – это жизнь»
- Беседа «К деревьям в гости»
- Беседа «Помогите птицам»
- «Поможем природе»
- Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок о природе. В течение учебного года Воспитатели
11. Ежедневная профилактическая работа: закаливание, профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия). В течение учебного года Воспитатели
С педагогами
12. Обучающий семинар-практикум «Экологическое воспитание и образование дошкольников». Октябрь Зам. зав. по ВМР
13. Составление картотеки методической литературы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сентябрь - декабрь Зам. зав. по ВМР
14. Составление и выпуск информационных листов, буклетов, памяток, папок-передвижек для родителей. 1 раз в месяц Воспитатели
15. Проведение консультаций для педагогов: «Формы организации экологического воспитания дошкольников». Сентябрь, ноябрь, январь Зам. зав. по ВМР
воспитатели
16. Информация об уровне экологической подготовленности детей по итогам мониторинга. Апрель Воспитатели, зам. зав. по ВМР
С родителями
17. Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»
Экологическая акция Каждой птичке по домику» (изготовление скворечников) В течение учебного года Воспитатели
18. Консультация
- «Азбука поведения в природе»
- «Правила экологической безопасности»
- «О чем говорят растения»
- «Зеленый друг»
Памятка для родителей «Запомните правила» В течение учебного года Зам. зав. по ВМР, воспитатели
19. Рекомендации для родителей «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе» В течение учебного года Воспитатели
20. Родительское собрание «Наш дом- Земля» Октябрь Воспитатели
21. Неделя экологических сказок «Стихи и сказки собственного сочинения на экологическую тему» В течение учебного года Воспитатели
22. Фотовыставка: «Досуг с ребенком на природе» Ноябрь Воспитатели
Тематический план реализации проекта
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2016 г
Николаева С. Н. «Юный эколог», 2015
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» М, ООО Элизе Трйдинг, 2010
Бурштейн Л. М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
Горькова Л. Г, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. - М, 2005
Дыбина О. Б. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе» М. ; Москва-Синтез, 2015
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) М. ; Мозаика-Синтез, 2015
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) М. ; Мозаика-Синтез, 2015
Детская художественная литература:
Рассказы: Н. Сладков. Птицы.
Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц. В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения муравьишки; Чей нос лучше.
К. Ушинский. Пчелки на разведках. Е. Тимошенко. Елочки-метелочки. В. Александров. Август, август. Раненые деревья.
Сказка. Ежинька и белочка. Стихи:
А. Яшин. Покормите птиц зимой. Б. Заходер. Все на свете нужны. Е. Евтушенко. Берегите эти земли. Г. Горбовский. Мертвый лес.
М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите. М. Дудин. Берегите землю.
Наглядно – дидактические пособия:
Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках», «Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.