Папки-передвижки

Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями в старшей группе «Цветок семейного счастья»

Ирина Плетнева
Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями в старшей группе «Цветок семейного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы

Долгосрочный проект

по взаимодействию с родителями

Старшая группа

Тема: «Цветок семейного счастья»

(совместная деятельность детского сада и семьи

по духовно-нравственному воспитанию)

Воспитатель: Плетнева Ирина Сергеевна

Актуальность.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Публикация «Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями в старшей группе „Цветок семейного счастья“» размещена в разделах

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания. Значение семьи в воспитании ре-бенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта : «Цветок семейного счастья»

Тип проекта :информационно – практико - ориентированный, по содержанию «ребёнок и его семья»

Возраст детей:старший дошкольный возраст

Исполнители: родители, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, ближайшие родственники

Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май

Тематическое поле: семья. Взаимоотношение в семье. Семейные тради-ции и обычаи.

Актуальность:- Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

- Углубить представления детей о семье, родствен-ных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям.

Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традици-ям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цели

- Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

- Формирование духовно- нравственных качеств личности у дошкольников через приобщение их к семейным традициям и ценностям.

Задачи

1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников.

2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей.

3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.

4 Обогащение воспитательных умений родите-лей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

5. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребности к формированию семейных ценностей.

- Формирование у детей интереса к своей семье, со-хранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

- Формирование и развитие у детей навыков иссле-довательской и творческой работы совместно с вос-питателями и родителями.

- Создание эмоциональной благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

- Воспитание любови и уважение к членам своей се-мьи.

- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

- Дать понятие о русских семейных традициях, се-мейных реликвиях, о распределении семейных обя-занностей.

- Развитие познавательных способностей у детей, активно включая их в творческо-поисковую деятельность.

- Укрепление детско–родительских отношений

Этапы реализации проекта 1 этап – организационно - диагностический (сен-тябрь).

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

3 этап-обобщающий (май)

Результат

• Организованы выставки творческих работ детей и се-мейной гостиной в группе детского сада.

• Повысилось качество образовательного процесса, про-цесс обучения стал более увлекательным, эмоциональ-но-насыщенным.

• Создана методическая копилка по данной проблеме.

• Повысился уровень родительской активности в орга-низации совместной деятельности по воспитанию де-тей.

• Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

• Дети расширили свой кругозор. У них развился инте-рес к истории семьи, семейным традициям, родослов-ной.

• Работа способствовала также воспитанию чувства гор-дости за семью, любви и уважения к родителям.

• Дети стали более дружными и получили навыки бес-конфликтного общения.

Презентация проекта Семейная гостиная : «Цветок семейного счастья».

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и но-вые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др., можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели вос-питания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на ко-торых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко, воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобще-ние детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской тради-ционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).

Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).

Принцип учё та индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит со-единение знаний и практических действий).

Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и опреде-ление перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогом.

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

Цель:Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам : «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

3 этап-обобщающий (май)

Цель:Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной (планируется организовать) были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и по-требность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и само- актуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Фор-мирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми: беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Моя семья»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Моя семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры.

с родителями : наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.

МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

• метод сравнения

• элементарный анализ

• метод моделирования и конструирования

• метод проектной деятельности

• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспита-ние умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

• игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

• прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

• беседа – является связующим звеном

4. Методы коррекции и уточнения:

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для старшей группы «Огород на подоконнике»Долгосрочный проект для старшей группы «Огород на подоконнике» Разработала: Волкова М. А. – воспитатель старшей группы; Кемлянский детский сад «Радуга». Проект: долгосрочный. Продолжительность: 2 месяца.

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского садаДолгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского сада В предыдущей публикации я рассказывала о нашем краткосрочном летнем проекте "Всем нам знать положено правила дорожные". Наряду с ним мы.

Долгосрочный проект работы с родителями «Вместе весело шагать» Семья – по истине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает признанье и рожденье. Она для нас основа всех начал! Е. А. Мухачева.

Перспективный план по взаимодействию с родителями детей старшей группы Перспективный план по взаимодействию с родителями старшей группы МБДОУ МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ СЕНТЯБРЬ Сбор информации о семьях.

Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год. Сентябрь 1. Наглядно- стендовая информация.

План по взаимодействию с родителями. Профориентация План по взаимодействию с семьями воспитанников Сентябрь : Консультации для родителей - «Профориентация детей в дошкольном образовании».

Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе» Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе». Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы сажали огород»Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы сажали огород» Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Почемучки» «МЫ САЖАЛИ ОГОРОД» Введение. Экология в настоящее время является.

Сценарий досуга по взаимодействию с родителями в группе раннего возраста «В гости к игрушкам»Сценарий досуга по взаимодействию с родителями в группе раннего возраста «В гости к игрушкам» Образовательные области: познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие. Тема: «В гости к игрушкам» Возраст дет.

Творческо-информационный долгосрочный проект в старшей группе «Зимушка –зима»Творческо-информационный долгосрочный проект в старшей группе «Зимушка –зима» Время проведения: декабрь, январь,февраль. Участники проекта: педагоги, дети, родители. Актуальность проекта:С помощью данного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями в старшей группе «Цветок семейного счастья»
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 16:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями в старшей группе «Цветок семейного счастья»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Плетнева (УИ 160836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД