Анисимова Елена
Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22 г. Выборга»
Анисимова Елена Николаевна
Долгосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий»
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые основы
профессиональной деятельности, но закладываются
Публикация «Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста „Калейдоскоп профессий“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
только как возможности принимать на себя
разные профессиональные роли.
Образно говоря, детская игра —
это первый профориентатор ребенка.
В игре ребенок учится возможности быть,.
быть капитаном, врачом и т. д.»
(А. Г. Асмолов).
Актуальность темы:
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий - через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий».
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку.
Цель: данного проекта : формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии;
- обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Выборга и Ленинградской области, воспитывать интерес к профессиям, востребованных в нашем регионе;
- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
При разработке долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий» использованы следующие принципы:
1. Принцип личностно - ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Краткая аннотация проекта :
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации. Ранняя профориентация призвана :
– дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
– сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
Основными направлениями проекта являются :
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса будут реализованы в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 г. Выборга».
Формы и методы работы с дошкольниками :
экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
рассказы воспитателей и родителей;
встречи с «интересными людьми»;
просмотр презентаций, различного материала с использованием ИКТ;
непрерывная образовательная деятельность;
игры, праздники и развлечения;
самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Сроки реализации проекта – с сентября 2022 уч. год по май 2023 уч. год.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
различает профессии по существенным признакам;
знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
называет профессии разных сфер экономики;
называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
объясняет роль труда в благополучии человека;
имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
игровой
музейной педагогики
информационно – познавательной с использованием ИКТ.
Работа по данной программе предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический) : реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Перспективное планирование долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий»
Календарно-тематическое планирование (5-7 лет)
Сентябрь - Ознакомление детей с профессией - экскурсовод
1 неделя НОД «Труд – основа жизни». Обсуждение пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» Цель: формировать у воспитанников представление о том, что весь окружающий мир, все товары и услуги создаются трудом.
2 неделя «Разговор о профессиях».
Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?» Цель: актуализировать у детей знания о профессиях прошлого (пахарь, ткач и т. д.) и профессиях настоящего
Цель: учить детей сюжетному рисованию, рисованию человека.
3 неделя Встреча с интересными людьми. Рассказ о профессии экскурсовод.
Экскурсия в Выборгский Краеведческий музей в «Рыцарский домик». Цель: обогащать знания детей о профессии экскурсовод.
Формировать познавательные интересы, любознательность, активность.
4 неделя
Беседа о профессии экскурсовод
Экскурсия в Эрмитаж –Выборг.
Цель: формировать социальную компетентность у детей, через посещение культурных выставок в Эрмитаже, в своем городе.
расширять представления о профессии экскурсовод.
Октябрь - Ознакомление детей с профессией – повар, пекарь
1 неделя Беседы с детьми «Откуда хлеб пришёл» Цель: закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Воспитывать уважительное отношение к труду.
2 неделя Встреча с интересными людьми «Профессия Повар, пекарь».
Экскурсия на пищеблок детского сада. Цель: систематизировать и закрепить знания детей о профессии повара, пекаря посредством взаимодействия с родителем воспитанника.
3 неделя Лепка из солёного теста «Хлеб, баранки, калачи» Цель: развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с солёным тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными м атериалами.
4 неделя
Рассказ легенды о «Выборгском кренделе»
Выпечка из теста
«Выборгский крендель»
Совместное чаепитие.
Цель: закрепление знаний о профессии пекарь, закрепление навыков работы с тестом.
Ноябрь - Ознакомление с профессией - бибилиотекарь
1 неделя Беседа о профессии библиотекарь Цель : пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.
2 неделя Экскурсия в библиотеку А. Аалто Цель: закреплять знания детей о профессии библиотекаря, содержанием и значимостью его труда для жителей города Выборга.
3 неделя Изготовление книжек -самоделок Цель: изготовление книжек - малышек, развитие у воспитанников устойчивого интереса к книге, а так же бережному отношению к ним.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Цель: научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов
Декабрь - Ознакомление детей с профессией – инспектор ДПС
1 неделя Беседа о правилах дорожного движения.
Знакомство с профессией
Беседа «Знакомство с профессией инспектор ДПС»(родитель группы). Цель: развитие внимания, речи, актуализировать знания детей о профессиональных навыков инспектора ДПС.
2 неделя Просмотр презентации «Красный, жёлтый, зелёный» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге. Воспитывать уважение к профессии инспектор ДПС
3 неделя Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер» Цель: закрепить безопасное поведение на улицах и дорогах, расширять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках, посредством художественной литературы обогащать знания детей о профессии сотрудник ДПС.
4 неделя «Сюжетно-ролевая игра:
«На дороге» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Январь - Ознакомление с профессией – врач -рентгенолог
2 неделя Беседа с детьми «Кто работает в больнице?» Цель: систематизировать у детей знания об основных медицинских профессиях. Познакомить с медицинским кабинетом, его оборудованием.
3 неделя Встреча с интересными людьми «У нас в гостях врач - рентгенолог» Цель: познакомить с особенностями труда врача - рентгенолога
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Медицинский центр
Аппликация
«Доктор Айболит» Цель:расширять знания детей о специальностях врачей, использовать в играх знания о поликлинике, работе врачей, учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.
Продолжать учить аккуратно наклеивать детали опираясь на образец; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Февраль - «Мой папа - военный»
1 неделя Просмотр презентации «Военные профессии»
Чтение стихотворения А. Гришина
«Защитники Отечества» Цель: закреплять знания детей о родах войск, военных профессиях. Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину.
2 неделя Конструирование
«Военная техника»
«Спортивное развлечение «Мы – будущие защитники» Цель: закреплять навыки конструирования по схемам, развивать конструктивные навыки.
Цель: воспитывать в детях желание быть похожими на солдат и офицеров, желание служить в Российской Армии.
3 неделя Встреча с интересными людьми
«У нас в гостях военный разведчик» Цель: формировать начальные представления о профессии военный разведчик, об особенностях его службы, форме.
4 неделя Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…» Цель: используя игры и задания, закрепить знания детей о некоторых родах войск в армии, и показать их назначение.
Март - «Моя мама - полицейский»
1 неделя Рубрика «Интересный гость»
Рассказ о работе в полиции. Цель: закреплять знания о профессиональных качествах полицейского. Продолжать учить слушать внимательно, развивать умение анализировать услышанное, высказывать свое мнение.
Учить вести диалог с взрослыми.
2 неделя
Игра «Внимание, внимание потерялся мальчик» Цель: развитие внимание, памяти, воображения.
3 неделя Дидактическая игра
«Кто что делает?», Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
4 неделя Интерактивно – дидактическая игра
«Кому, что нужно для работы?» Цель: закрепления знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей.
Апрель - Ознакомление с профессией - архитектор - строитель
1 неделя Встреча с интересными людьми «У нас в гостях …» Цель: дать детям представления о профессиях архитектор, строитель.
2 неделя Коллективная аппликация «Дом, в котором мы живем» Цель: развивать умение конструировать из бумаги, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.
3 неделя Интегрированное занятие
«Строим детский сад будущего»
Цель: закрепить знания детей о профессии архитектор, строитель. Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования.
4 неделя Тематическая викторина по профессиям. Расширение знаний детей о профессиях родителей воспитанников.
Лего – выставка «Мы юные инженеры». Развитие конструкторских способностей детей, познавательно – исследовательской деятельности и технического творчества ребёнка.
Май - Ознакомление детей с профессиями работниками банка
1 неделя Беседа «Что такое деньги? Цель: продолжать знакомить детей с основой финансовой грамотности детей, разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран)
2 неделя НОД «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка). Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.
3 неделя
Виртуальная экскурсия в банк. Цель: систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, на основе полученных знаний.
4 неделя
Сюжетно-ролевая игра: «Банк». Цель: развивать коммуникативные навыки, творческие способности, игровую деятельность детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к труду взрослых.
Оценка результатов проекта -
Практическая значимость этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процесса.
Материалы долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий» используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о профессиях, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДО и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений.
Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Критерии оценивания проекта :
Удовлетворённость родителей результатом работы МБДОУ
Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
Информированность родителей об организации воспитательно – образовательного процесса дошкольников.
Используемая литература:
1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL : https://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
3. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. - 2009. - №6. - С. 73-82.
4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова,
5. Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 244 с.
6. Загадки о профессиях. Ц^ : https://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-oprofessijakh/
7. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL : https://nsportal.ru/detskiisad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam
8. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое
9. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 -7
лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
10. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL : https://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm
11. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях - М. : Сфера, 2005. - 64 с.
12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред.
13. Т. И. Ерофеевой. М. : Академия, 1999. - 344 с.
14. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. - 96 с.