Папки-передвижки

Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий»

Анисимова Елена
Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №22 г. Выборга»

Анисимова Елена Николаевна

Долгосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий»

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.

Именно в игре закладываются первые основы

профессиональной деятельности, но закладываются

Публикация «Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста „Калейдоскоп профессий“» размещена в разделах

только как возможности принимать на себя

разные профессиональные роли.

Образно говоря, детская игра —

это первый профориентатор ребенка.

В игре ребенок учится возможности быть,.

быть капитаном, врачом и т. д.»

(А. Г. Асмолов).

Актуальность темы:

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий - через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.

Мир профессий - сложная, постоянно меняющаяся динамичная система. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий».

Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку.

Цель: данного проекта : формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

- помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии;

- обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Выборга и Ленинградской области, воспитывать интерес к профессиям, востребованных в нашем регионе;

- формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

При разработке долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий» использованы следующие принципы:

1. Принцип личностно - ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Краткая аннотация проекта :

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации. Ранняя профориентация призвана :

– дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

Основными направлениями проекта являются :

профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса будут реализованы в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 г. Выборга».

Формы и методы работы с дошкольниками :

экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

рассказы воспитателей и родителей;

встречи с «интересными людьми»;

просмотр презентаций, различного материала с использованием ИКТ;

непрерывная образовательная деятельность;

игры, праздники и развлечения;

самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Сроки реализации проекта – с сентября 2022 уч. год по май 2023 уч. год.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

различает профессии по существенным признакам;

знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

называет профессии разных сфер экономики;

называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

объясняет роль труда в благополучии человека;

имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:

игровой

музейной педагогики

информационно – познавательной с использованием ИКТ.

Работа по данной программе предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический) : реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Перспективное планирование долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий»

Календарно-тематическое планирование (5-7 лет)

Сентябрь - Ознакомление детей с профессией - экскурсовод

1 неделя НОД «Труд – основа жизни». Обсуждение пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» Цель: формировать у воспитанников представление о том, что весь окружающий мир, все товары и услуги создаются трудом.

2 неделя «Разговор о профессиях».

Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?» Цель: актуализировать у детей знания о профессиях прошлого (пахарь, ткач и т. д.) и профессиях настоящего

Цель: учить детей сюжетному рисованию, рисованию человека.

3 неделя Встреча с интересными людьми. Рассказ о профессии экскурсовод.

Экскурсия в Выборгский Краеведческий музей в «Рыцарский домик». Цель: обогащать знания детей о профессии экскурсовод.

Формировать познавательные интересы, любознательность, активность.

4 неделя

Беседа о профессии экскурсовод

Экскурсия в Эрмитаж –Выборг.

Цель: формировать социальную компетентность у детей, через посещение культурных выставок в Эрмитаже, в своем городе.

расширять представления о профессии экскурсовод.

Октябрь - Ознакомление детей с профессией – повар, пекарь

1 неделя Беседы с детьми «Откуда хлеб пришёл» Цель: закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. Воспитывать уважительное отношение к труду.

2 неделя Встреча с интересными людьми «Профессия Повар, пекарь».

Экскурсия на пищеблок детского сада. Цель: систематизировать и закрепить знания детей о профессии повара, пекаря посредством взаимодействия с родителем воспитанника.

3 неделя Лепка из солёного теста «Хлеб, баранки, калачи» Цель: развивать интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с солёным тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными м атериалами.

4 неделя

Рассказ легенды о «Выборгском кренделе»

Выпечка из теста

«Выборгский крендель»

Совместное чаепитие.

Цель: закрепление знаний о профессии пекарь, закрепление навыков работы с тестом.

Ноябрь - Ознакомление с профессией - бибилиотекарь

1 неделя Беседа о профессии библиотекарь Цель : пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.

2 неделя Экскурсия в библиотеку А. Аалто Цель: закреплять знания детей о профессии библиотекаря, содержанием и значимостью его труда для жителей города Выборга.

3 неделя Изготовление книжек -самоделок Цель: изготовление книжек - малышек, развитие у воспитанников устойчивого интереса к книге, а так же бережному отношению к ним.

4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Цель: научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов

Декабрь - Ознакомление детей с профессией – инспектор ДПС

1 неделя Беседа о правилах дорожного движения.

Знакомство с профессией

Беседа «Знакомство с профессией инспектор ДПС»(родитель группы). Цель: развитие внимания, речи, актуализировать знания детей о профессиональных навыков инспектора ДПС.

2 неделя Просмотр презентации «Красный, жёлтый, зелёный» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.

Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге. Воспитывать уважение к профессии инспектор ДПС

3 неделя Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер» Цель: закрепить безопасное поведение на улицах и дорогах, расширять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках, посредством художественной литературы обогащать знания детей о профессии сотрудник ДПС.

4 неделя «Сюжетно-ролевая игра:

«На дороге» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Январь - Ознакомление с профессией – врач -рентгенолог

2 неделя Беседа с детьми «Кто работает в больнице?» Цель: систематизировать у детей знания об основных медицинских профессиях. Познакомить с медицинским кабинетом, его оборудованием.

3 неделя Встреча с интересными людьми «У нас в гостях врач - рентгенолог» Цель: познакомить с особенностями труда врача - рентгенолога

4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Медицинский центр

Аппликация

«Доктор Айболит» Цель:расширять знания детей о специальностях врачей, использовать в играх знания о поликлинике, работе врачей, учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Продолжать учить аккуратно наклеивать детали опираясь на образец; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Февраль - «Мой папа - военный»

1 неделя Просмотр презентации «Военные профессии»

Чтение стихотворения А. Гришина

«Защитники Отечества» Цель: закреплять знания детей о родах войск, военных профессиях. Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину.

2 неделя Конструирование

«Военная техника»

«Спортивное развлечение «Мы – будущие защитники» Цель: закреплять навыки конструирования по схемам, развивать конструктивные навыки.

Цель: воспитывать в детях желание быть похожими на солдат и офицеров, желание служить в Российской Армии.

3 неделя Встреча с интересными людьми

«У нас в гостях военный разведчик» Цель: формировать начальные представления о профессии военный разведчик, об особенностях его службы, форме.

4 неделя Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…» Цель: используя игры и задания, закрепить знания детей о некоторых родах войск в армии, и показать их назначение.

Март - «Моя мама - полицейский»

1 неделя Рубрика «Интересный гость»

Рассказ о работе в полиции. Цель: закреплять знания о профессиональных качествах полицейского. Продолжать учить слушать внимательно, развивать умение анализировать услышанное, высказывать свое мнение.

Учить вести диалог с взрослыми.

2 неделя

Игра «Внимание, внимание потерялся мальчик» Цель: развитие внимание, памяти, воображения.

3 неделя Дидактическая игра

«Кто что делает?», Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

4 неделя Интерактивно – дидактическая игра

«Кому, что нужно для работы?» Цель: закрепления знаний о том, что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей.

Апрель - Ознакомление с профессией - архитектор - строитель

1 неделя Встреча с интересными людьми «У нас в гостях …» Цель: дать детям представления о профессиях архитектор, строитель.

2 неделя Коллективная аппликация «Дом, в котором мы живем» Цель: развивать умение конструировать из бумаги, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

3 неделя Интегрированное занятие

«Строим детский сад будущего»

Цель: закрепить знания детей о профессии архитектор, строитель. Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования.

4 неделя Тематическая викторина по профессиям. Расширение знаний детей о профессиях родителей воспитанников.

Лего – выставка «Мы юные инженеры». Развитие конструкторских способностей детей, познавательно – исследовательской деятельности и технического творчества ребёнка.

Май - Ознакомление детей с профессиями работниками банка

1 неделя Беседа «Что такое деньги? Цель: продолжать знакомить детей с основой финансовой грамотности детей, разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран)

2 неделя НОД «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка). Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

3 неделя

Виртуальная экскурсия в банк. Цель: систематизировать знание детей о банке и банковских служащих, на основе полученных знаний.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра: «Банк». Цель: развивать коммуникативные навыки, творческие способности, игровую деятельность детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к труду взрослых.

Оценка результатов проекта -

Практическая значимость этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процесса.

Материалы долгосрочного проекта «Калейдоскоп профессий» используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рассказы о профессиях, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);

— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДО и общественных местах)

— анкетирование родителей.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений.

Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Критерии оценивания проекта :

Удовлетворённость родителей результатом работы МБДОУ

Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

Информированность родителей об организации воспитательно – образовательного процесса дошкольников.

Используемая литература:

1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL : https://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

3. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. - 2009. - №6. - С. 73-82.

4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова,

5. Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 244 с.

6. Загадки о профессиях. Ц^ : https://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-oprofessijakh/

7. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL : https://nsportal.ru/detskiisad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam

8. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое

9. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 -7

лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.

10. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL : https://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm

11. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях - М. : Сфера, 2005. - 64 с.

12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред.

13. Т. И. Ерофеевой. М. : Академия, 1999. - 344 с.

14. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. - 96 с.

Публикации по теме:

Долгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возрастаДолгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возраста Я люблю этот край С голубым небосклоном, С тихим шелестом трав. Птиц весеннюю трель. Я люблю этот край У казачьего Дона- Это мой уголок.

Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий» Актуальность проекта: конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе. За время.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Конспект прогулки «Наблюдение за березой» ранней весной для детей старшего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за березой» ранней весной для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке, учить видеть красоту весны. Задачи: Образовательные: закреплять и.

Квест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепить знания детей о труде взрослых, профессиях. • Уточнить представление о наиболее доступных и необходимых для развития их.

Полифункциональное пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Речевой калейдоскоп»Полифункциональное пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи «Речевой калейдоскоп» Нам, воспитателям, часто приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был.

Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты — полезные продукты»Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты — полезные продукты» Проект «Овощи и фрукты - полезные продукты» Введение Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение,.

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Сценарий деловой игры по профориентации «Калейдоскоп профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 18 «Рябинушка» Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий»
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 10:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Елена (УИ 3101471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД