Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе.
За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.
Публикация «Долгосрочный проект для детей 4–5 лет „Путешествие в мир профессий“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Инновационность: разработка и проведение проекта «Путешествие в мир профессий» проходит в рамках сотрудничества с региональным экспериментальным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия,через ИКТ.
Тип проекта : информационно-игровой.
Участники проекта : дети средней группы, родители.
Гипотеза: Все ли профессии важны и почётны?
Цель: формирование ранней читательской грамотности у воспитанников дошкольного образования
Задачи:
Обучающие:
расширить представление о профессиях родителей.
учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;
знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;
закреплять полученные знания детей о профессиях, используя ИКТ технологии, технологии проектной деятельности
Развивающие:
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей;
развивать связную речь, внимание;
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения к людям труда.
воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.
Методы и формы работы:
Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:
• Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;
• Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;
• Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
•Дети с большим интересом и уважением станут относиться к изучению ненецкой национальной культуры, смогут отвечать в чём особенности нац. костюма, будет поддерживаться живой интерес к получению новых знаний в данном направлении.
•Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как:газовик,провизор, врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар, профессии рыбак,оленевод. Поймут значение слова «профессия».
•Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.
•Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
•Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.
Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темы я связываю изучение нового материала с индивидуальной работой в практическом пособии «Знакомимся с профессиями», что способствует закреплению изученной темы.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:
• Подготовительно-проектировочный этап.
• Практический этап.
• Обобщающе-результативный этап.
Подготовительно-проектировочный этап.
• Выяснить уровень знаний детей по данной теме.
• Изучить методическую и художественную литературу.
• Составить план работы над проектом.
• Создание папки по технологии лепбук по теме «Профессии»
• Создание книжек-малышек «Моя любимая профессия»
• Определить цель и задачи проекта.
• Знакомить детей с национальной культурой, воспитывая любовь к малой родине и интерес к своим национальным истокам.
• Сделать ненецкую куклу для введения детей в мир профессий.
• Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.
• Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.
• Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.
• Пополнить уголок книги материалом по данной теме.
• Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.
Практический этап
Выступление детей со своими проектами «Профессия моих родителей «в институциональном этапе районной конференции «Старт в науку»
1. Тема недели: «Безопасность»
-Профессия: полицейский
Работа с детьми
•Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила
•Чтение художественной литературы
Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Цель:обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
•Игра «Доскажи словечко»
Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Работа с родителями
•Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
•Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.
-Профессия: пожарный
Работа с детьми
• Чтение С. Маршака «Пожар»
Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.
Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).
Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.
• Пальчиковая гимнастика «Профессии»
• Д. игра «Помоги пожарнику собраться»
Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.
•Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями».
Работа с родителями
Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)
Совершенствование предметно-развивающей среды
2. Тема недели: Домашние и дикие животные
Профессия: ветеринар
Работа с детьми
• Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными
Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными
• C/р игра «Ветеринарная лечебница»
Цель : вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
• Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»
Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.
• ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.
• Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями».
Работа с родителями
Консультация для родителей по теме «Профессии».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести в игровой уголок «больница». Предметы необходимые для лечения животных.
3. Тема недели: «День матери, женские профессии»
-Профессия: швея
Работа с детьми
• Упражнение «Говори правильно».
Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды, меняя темп и громкость, развивать внимание.
• Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».
Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.
• Д. игра «Карта профессий»
Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.
• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.
-Профессия: врач, провизор
Работа с детьми
• Экскурсия в медицинский кабинет, аптеку.
Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.
• Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.
• Беседы «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы».
Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.
Д. игра «Помоги отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
Совершенствование предметно-развивающей среды
Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.
4. Тема недели: День защитника Отечества
Профессия: профессии военных.
Работа с детьми
• Беседа «Защитники Отечества»
Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.
• Презентация «Военная техника» Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.
• Д/и «Помоги собраться в дорогу», Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.
• Рассматривание открыток «Представители родов войск»,Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
• Конструирование: «Корабли»,
Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.
Работа с родителями
Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести настольную игру о профессиях.
5. Тема недели: «Транспорт»
Профессия: водитель.
Работа с детьми
• Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист».
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
• Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.
• Д. игра «Мы - водители»
Цель: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.
• Речевое упражнение «Кем быть» Цель: учить детей, ориентируясь на картинки мнемотаблиц, рассказывать о профессиях.
• Лепка «Грузовик» Задачи: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых форм.
• Конструирование из строительного материала «Транспорт»
Задачи: Учить сооружать части постройки. Делать постройку устойчивой.
• Индивидуальная работа в рабочих тетрадях «Знакомимся с профессиями»
Работа с родителями
•Консультация для родителей «Будьте примером для вашего ребёнка когда сидите за рулём».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»
6. Тема недели: Мамин праздник
Профессия: парикмахер.
Работа с детьми
• Просмотр презентации «Профессия - парикмахер». Цель:
• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»
• Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
• Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, cравнивать убирать лишнее и объяснять чем руководствовался на основе полученных знаний.
• Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер». Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.
• Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями»
Работа с родителями
• Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.
Совершенствование предметно-развивающей среды
•В группе создана развивающая среда, имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.
Профессия: библиотекарь.
Работа с детьми
• Беседа о профессии библиотекарь.
Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.
• Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.
Цель: развивать творческие способности детей.
• Экскурсия в библиотеку.
Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.
Расширить знание детей о специфике этой профессии. (фотоотчёт)
Работа с родителями
Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».
Совершенствование предметно-развивающей среды
Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.
Обобщающе-результативный этап.
Итоговые мероприятия по теме проекта:
Конференция «Старт в науку»(защита детьми своих мини-проектов «Професии моих родителей)
Развлечение «Путешествие в мир профессий»(апрель)
Как видно из содержания проекта тема «Профессии» достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности. Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала. Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где проводником в мир профессий также является Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где также видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителями, ещё долго вспоминают о госте.
Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия. По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями нашего родного края (газовик,машинист,водитель,врач)
Приложения к проекту
«Знакомство с музыкальными профессиями»
https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-muzykalnymi-profesijami.html
«Знакомство с профессией продавец» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-profesiei-prodavec.html
«Знакомство с профессией врача» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-znakomstvo-s-profesiei-vrach.html
«Знакомство с профессией продавец» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-profesiei-parikmaher.html
«У нас в гостях инструктор пожарной охраны» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-u-nas-v-gostjah-instruktor-pozharnoi-ohrany.html
Используемая литература
1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет»
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой
3. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию
4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
5. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.
7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012