Вера Кореева
Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты — полезные продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Введение
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет
большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Экологическое образование начинается со знакомства
Публикация «Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста „Овощи и фрукты — полезные продукты“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Овощи и фрукты — полезные продукты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность
в природных условиях.
Изучать их можно в процессе проектно - исследовательской деятельности.
В нашей группе детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Овощи, фрукты, ягоды – прекрасный объект для наблюдений. На примере
овощей, фруктов и ягод можно наглядно рассмотреть взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами, и их практическая значимость в жизни человека.
Актуальность проекта
Актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах и ягодах. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов и ягод, об их пользе для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности - творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Цели:
- Создать условия для изучения растений плодово-ягодного сада и овощей родного края и развитие познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста путем ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы.
- Сформировать у дошкольников представления о правильном здоровом питании; о культуре питания; о здоровом образе жизни. Дать расширенное понятие о природных витаминах, необходимых для здоровья.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать мир природы
- формировать представление о натуральных витаминах, их пользе для здоровья человека;
- формировать представление о здоровом образе жизни. Влияние питания на здоровье человека;
- расширять представления об овощах, фруктах и ягодах: о многообразии их сортов, условиях и места произрастания, истории их появления в нашей стране. Способствовать поиску новой информации об уже известных овощах, фруктах и ягодах; о способах их хранения и приготовления салатов, соков, пюре из овощей, фруктов и ягод;
- формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать коммуникативные способности детей;
- формировать интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки); подбор литературы из истории витаминов;
- развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус;
- развивать психические процессы детей, умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, природе.
- обобщить социальный опыт ребенка об овощах, фруктах и ягодах, используя нетрадиционную форму работы «Готовим вместе с мамой (папой, бабушкой (дедушкой)».
- раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;
- способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
- поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.
Тип проекта:
Информационно - позновательно – исследовательский, здоровьесберегающий.
Сроки действия проекта: долгосрочный (один год).
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно - подготовительный:
- постановка проблемы;
- сбор и накопление материала (подбор методической, научной и художественной литературы о витаминах, овощах, фруктах и ягодах: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);
- планирование деятельности;
- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
II этап – основной:
– организация и проведение образовательной деятельности
– проведение досугов, викторин, театрализация, разгадывание кроссвордов и ребусов
– исследовательская деятельность (проведение опытов)
III этап – обобщающий (заключительный):
- обобщение результатов работы в различной форме;
- анализ и закрепление полученных знаний;
- формулировка выводов;
- составление рекомендаций.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
Методы обучения:
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное);
показ; демонстрация (опытов, слайдов, видеофильмов).
практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно –
печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные
игры, творческие игры, ролевые игры);
труд (индивидуальные поручения, коллективный труд);
метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов, практическая исследовательская работа;
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у детей знаний, чтение художественных произведений.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности
- пополнение словарного запаса, связанные и логически оформленные рассказы детей по теме проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- повышение образовательного уровня родителей по теме (консультации, папка-передвижка)
- повышение заинтересованности родителей в продуктивной деятельности с детьми (поделки).
Риски:
- низкая познавательная активность детей;
- низкая активность родителей в реализации задач проекта;
- недостаточность оборудования для работы по данному направлению
Пути преодоления рисков:
- использование игровых технологий и технологии проблемного обучения;
- использование активных форм работы с родителями (индивидуальные беседы, консультации; информационно-наглядная агитация;
проведение открытых показов, мастер-классов).
Планируемая работа по реализации проекта:
Вид деятельности:
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Овощи, фрукты, ягоды»,
«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»;
«Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»; «Что где растет?»; «Хозяюшка»; «Доскажи словечко», «Вершки, корешки», «Съедобное – несъедобное», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Собери картинку (овощи, фрукты)»,
«Что изменилось?», «Сад, огород», «Что сначала, что потом», «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию», на вкус.
Подвижные игры: - «Сажаем огород»
- «Закрываем компот»
- «Чучело»
- «Собери все овощи, фрукты»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи-Фрукты», Магазин «Дары леса», «Кафе», «Семья», «Консервный завод».
Речевое развитие
Беседы: «Овощи, их значение в жизни человека», «Витаминные семейки»
«Что посеешь, то и пожнешь», «Где растут фрукты, овощи их польза для человека», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Овощи и фрукты полезные продукты!»
- Составление сказок об овощах и фруктах;
- Составление рассказов по мнемотаблицам.
Чтение художественной литературы:
- Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок.
- Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
- Сапгир Г. ; «Загадки с грядки»,
- Русская народная сказка: «Вершки-корешки»;
- О. Григорьев – «Варенье»;
- Л. Зильберг «Полезные продукты
- Ю. П. Климович рассказ «Фрукты – Овощи» (учимся правильно питаться)
- Даниил Хармс - рассказ «Очень вкусный пирог»
- Маршак С «Синьор Помидор».;
- Н. Носов «Огурцы», «Огородники»,
- Фартутдинова Е «Сказка о том, почему помидор стал красным»,
- Я. Тайц «По ягоды».
Физическое развитие
Разучивание и проведение физкультминуток:
- «Капуста», «Картошка», «Огород», «Яблоня»
Пальчиковая гимнастика:
«Яблоня», «Капуста», «У Лариски – две редиски», «Овощи», «Апельсин»», «Лесные подарки», «Компот».
Театрализованная деятельность:
Инсценировка «Спор овощей»
Театр на ложках «Репка»
Познавательное развитие ФЭМП
«Классификация «фруктов» и «овощей».
Счет общего количества, ориентировка на магнитной доске – (лево, право, выше, ниже и. т. д.); Д/упр. «Дополни ряд», головоломки;
- решение задач;
- штриховка овощей, фруктов, ягод;
Познавательно-исследовательская деятельность:
Наблюдения и исследовательская деятельность:
- Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за огурцами, кабачками, помидорами;
Наблюдение за орехом;
Наблюдение за фруктовыми деревьями;
- Солнце - источник тепла и света;
- Зимний огород
- «Луковая семейка» (наблюдения, исследовательская деятельность, эксперименты);
Приготовление фруктового (овощного) салата;
Выставка «Чиполлино и его друзья» - (поделки);
Художественно – эстетическое развитие:
- Лепка: «Овощи для игры в магазин»;
- Рисование: «Натюрморт с овощами», «Натюрморт фрукты» «Земляника»;
- Аппликация: «Ваза с овощами», «Натюрморт из фруктов».
Досуги:
– Праздник: «Яблочный спас»
– ОД «Фруктовый сад»
Формы и методы работы с родителями
- Папка-передвижка «Витамины для детей»
- Размещение наглядно-познавательной информации «Овощи и фрукты-полезные продукты»
- Беседа «Поговорите с ребенком о прошедшем дне»
- Консультация «Как предупредить авитаминоз у детей в весенний период»
- Консультация «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и фруктах».
- Консультация «Лук от семи недуг»
- Консультация «Правильное питание детей»
- Выставка «Овощных дел мастер» - овощная экспозиция
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов;
- Презентация «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»;
Литература:
- Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей, подготовительной группе детского сада. Воронеж ТЦ «Учитель» 2007.
- Л. И Грехова В союзе с природой Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми «ЦГЛ» Сервисшкола» Москва-Ставрополь 2003.
- Н. Н. Гусарова Беседы по картине «Времена года» Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС 2012.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. : ТЦ «Сфера» 2005.
- О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Издательство МОЗАИИА- СИНТЕЗ. Москва 2011.
- О. А. Зыкова Экспериментирование с живой и неживой природой старший дошкольный возраст ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2012.
- Т. В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях Творческий центр Сфера Москва 2003.
- Т. А. Шорыгина «Овощи какие они?» «ГНОМ и Д» Москва 2012.
- Т. А. Шорыгина «Фрукты какие они?» «ГНОМ и Д» Москва 2012.