Пугач Наталья Викторовна
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родной свой край люби и знай»
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический.
Срок проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
-Семья
- Детский сад
- Родная улица
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
- Права ребенка
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность; утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»; сочинение рассказов и сказок о семье;создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
анкетирование; фотоконкурсы; праздники;
Сентябрь «Город, что сердцу дорог»
Беседа с детьми с целью выявления знаний по данной теме, беседа " С днем рождения Родной город"
НОД «Город, в котором я живу», «То березка, то рябина», рисование «Воздушные шары»
Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Мой Ростов на Дону»
Рассматривание энциклопедий «Город у Тихого Дона
Беседа «Где работают родители»
Рассказывание по картинам «Кем быть», «Профессии», Моя родина Россия».
Дидактическая игра «Пройди по городу», «Транспорт», «Здания города» «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
Настольно-печатные игры: «Найди такую же», «Парные картинки»
Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница»
Консультация для родителей «Интересные места в нашем городе. «Куда пойти с ребенком»
Октябрь «Я люблю свой детский сад.»
Беседа на тему «Наши добрые дела», «За что я люблю детский сад».
Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
НОД рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
Наглядно-дидактический материал «Профессии»
Дидактическая игра «Расскажи о своем детском саде?», «Профессии».
Настольно-печатные игры «Расскажи про детский сад»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад», И. Гурина «Воспитатель», И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой», Н. Лоткин «Тихий час».
Коллективное конструирование «Наш любимый детский сад»
«Древонасаждение»
Ноябрь «Наша Родина – Россия»
Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
Беседа «Государственная символика России»
НОД- аппликация «Флаг России»,
конструирование «Московский кремль»
Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
Работа с родителями: Консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья"
Музыкальное тематическое занятие «Любовь к Родине начинается с любви к матери» (отв. музрук)
Декабрь «Я живу на земле Донской»
Игра – путешествие «Я живу на земле Донской»
Рассматривание картинок «Донской край»
Беседа на тему «Красная книга области»
Прогулка «Белая берёза под моим окном»
НОД «Кто Главный в лесу»
Подкармливание птиц на участке детского сада.
Январь «Краса ненаглядная».
Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
Лепка дымковской игрушки «Свистулька»
НОД «Путешествие в прошлое одежды» Рисование «Матрёшка»
Ах чай, чай, чай-Уж ты кумушка встречай. Новогодние колядки
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Подкармливание птиц на участке детского сада.
Февраль «День защитника Отечества»
Беседа на тему «Нет - войне»
Рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»
Открытое занятие на тему : "Солдатом быть - Родине служить"
НОД -ручной труд «Подарок для пап и дедушек»
Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».
Конкурс поделок на тему : "Военная техника"
Подкармливание птиц на участке детского сада.
Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
НОД-рисование «Портрет моей мамы»
Чтение стихов о маме
Масленичная неделя. «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели»
Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»
Апрель «Широк и могуч Дон - Батюшка».
Беседа о реке Дон, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
Рисование на тему «Дон – Батюшка»
НОД-аппликация «Подводное царство»
Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
НОД «Флора и фауна родного края»
Беседа о жизни животных и птиц в лесу.
Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам».
Дидактические игры «Во саду ли, в огороде», «Мои домашние животные», «Дары природы»
Сюжетно-дидактическая игра «На рыбалку с котом Леопольдом»
Театрализованные игры «Колобок», «Репка», «Теремок»
Рассматривание энциклопедии «Животные и растения Сахалина»
Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Пчелы»
Коллективная работа «Лепка» «Дикие животные»
Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май «Этот день Победы»
Выставка поделок, рисунков к празднику.
Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
Экскурсия к памятнику погибших воинов во время ВОВ.
НОД-ручной труд «Изготовление книги о войне», аппликация букет цветов к празднику
выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.