Ялла Шапошникова
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Растим чемпионов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Растим чемпионов» или
«По стопам Родиона Талигина» На протяжении многовековой истории хантыйский народ придавал большое значение физическому развитию личности. Оно занимало одно из ведущих мест в воспитании народа ханты. Это было вызвано суровыми условиями жизни на Севере: сильные морозы, тяжелый и разнообразный физический труд (в основном промыслы – охота, рыболовство, оленеводство). Национальное своеобразие традиционного физического воспитания народа ханты заключается в направленности на подготовку подрастающего поколения к промысловой деятельности, кочевому и полукочевому образу жизни. Весь уклад хантыйской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Публикация «Долгосрочный практико-ориентированный проект „Растим чемпионов“» размещена в разделах
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Основными средствами физического воспитания у народа ханты являлись исторически сложившиеся народные игры, состязания и самобытные физические упражнения. Широкой популярностью пользовались такие виды состязаний, как - метание топора на дальность, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание тыньзяна на хорей, бег. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге и т. д. Есть и другие интересные виды состязаний, которые мы готовы развивать в МОУ «Социокультурном центре» с. Лопхари.
Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит не только развить физические качества дошкольников, но и значительно обогатить их духовную жизнь.
Проблема В Шурышкарском районе есть свои чемпионы и их достижения, которые не покоряются действующим спортсменам со всего мира. И эти традиции, и эти спортивные успехи необходимо сохранять и приумножать. Абсолютным чемпионом по прыжкам через нарты до сих пор остается наш земляк Родион Талигин. Его рекорд 1226 нарт еще никому не удалось побить.
В 2018г. Честь Ямала на Арктических играх в Канаде (наша справка: Арктические Зимние игры проводятся с 1970 года на территории Канады, США, Гренладии, Финляндии, Швеции, Норвегии и России. с 2004 года Российскую Федерацию на играх представляет команда Ямала) защищали спортсмены из девяти муниципалитетов региона: городов Лабытнанги, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Салехард, а также из Пуровского, Надымского и Тазовского районов.
Спортсменов из Шурышкарского района не было…
В связи с этим, мы вдохновившись нашим великим соотечественником, чей рекорд до сих пор не побит, решили исправить это упущение в спортивном настоящем, для дальнейших побед в будущем.
Цель: Развитие физических качеств у детей старшего и подготовительного дошкольного
возраста посредством использования хантыйских национальных игр. Привитие интереса
к национальным видам спорта, ознакомление со спортивными достижениями страны,
высокими личными достижениями людей, ставших славой России.
Задачи:
1. Выявить традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения народа ханты, которые в наибольшей степени способствуют развитию физических качеств и закаливанию детского организма в условиях крайнего Севера.
2. Осуществить отбор наиболее оптимальных игр и состязаний на основе учета материально-технической базы МОУ «Социокультурный центр» ДО, расписания, погодных и иных условий. 3. Адаптировать проведение традиционных игр, состязаний и физических упражнений народа ханты на основе учёта возрастных особенностей дошкольников, материально-технической базы и проч.
Предметом изучения являются традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения народа ханты, их содержание, приемы, организационные формы эффективного использования в экстремальных климатических условиях крайнего Севера.
Этнопедагогическими условиями, обеспечивающими эффективное использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений, являются:
- реализация духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому;
- учет системного характера охвата народными играми и состязаниями разнообразных сфер жизнедеятельности ханты (промыслы, домашнее хозяйство, быт, праздники и т. д.);
- использование традиционной технологии организации и руководства игрой *;
- применение адекватной традиционной символики и атрибутики (игрушек, инвентаря, сопровождающих проведение игр и традиционных ритуалов.
* Под использованием традиционной технологии организации и проведения игр, рекомендаций подразумевают:
1) последовательное усложнение правил и содержания игр;
2) постепенное увеличение нагрузки на организм детей.
Выявление и изучение использования в прошлом хантыйских народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений позволили разработать и предложить конкретные рекомендации по включению их в современный процесс физического воспитания дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.
1. Исследования в области изучения воздействия подвижных игр народов ханты, как традиционного средства физического воспитания позволили констатировать, что они практически не используются на уроках физической культуры в северных регионах нашей страны.
2 При любой возможности надо играть на свежем воздухе и только в случае плохой погоды игры следует переносить в помещения.
знакомит с методикой преподавания игр.
3. Теоритические этнографические исследования показали, что главными задачами хантыйского народа всегда были: всестороннее физическое развитие детей, подростков, молодежи; воспитание у них нравственных, эстетических норм, духовности; обучение трудовым навыкам. Это являлось гарантией приспособления этноса к экстремальным условиям проживания на крайнем Севере.
Таким образом, традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения имели комплексный характер воздействия на детей, подростков и взрослое население, так как решали практически все задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса.
Ожидаемые результаты:
- здоровый ребёнок, с развитыми физическими качествами, с устойчивым интересом к национальным видам спорта;
- теоретическое и практическое обоснование для внедрения в деятельность дошкольного образовательного учреждения национальных видов спорта.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
Продолжительность проекта: сентябрь 2018 г. – май 20120 г.
Участники проекта: Дети среднего, старшего дошкольного возраста, их родители,
педагоги дошкольного отделения.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Образовательная область: физическое развитие.
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Новизна и оригинальность: заключается в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, записи фонограмм для выполнения упражнений, фотографии и картинки с изображениями различных видов спорта, портреты выдающихся спортсменов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, спортивное оборудование.
Предполагаемый продукт проекта: итоговое мероприятие - спортивное развлечение для детей и родителей, разработанные рекомендации для педагогов; разработанные рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, по приобщению их к физической культуре и спорту.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Сформированность знаний детей о национальных видах спорта, чемпионах нашей страны, округа, района.
2. Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом.
3. Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
Для родителей:
1. Сформированная активная родительская позиция.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах физической культуры и спорта.
3. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1. Качественное освоение педагогами инновационных технологий
физического воспитания детей.
2. Повышение профессионального уровня педагогов.
3. Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4. Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Содержание проекта
Основные формы реализации проекта:
• открытые мероприятия
• работа с познавательной литературой
• прогулка в двигательной активности
• физкультурные досуги
• неделя здоровья, дни здоровья
• участие в соревнованиях
• посещение спортивных мероприятий
• встречи с тренерами и учащимися спортивных организаций.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Изучение компетентности родителей по теме проекта
Основной этап
1. Планирование работы.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор
материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о значении спорта в жизни ребёнка для родителей
воспитанников.
4. Посещение спортивных мероприятий.
5. Оказание информационной и методической помощи педагогам,
родителям.
6. Организация тематических выставок, создание мини-презентаций.
7. Проведение итогового спортивного мероприятия.
Заключительный этап
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Пополнение методического кабинета ДО материалами о различных
видах спорта,
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Презентация проекта «Растим чемпионов» или «По стопам Родиона Талигина».