Ольга Губарева
Долгосрочный педагогический проект в подготовительной группе «Театральная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
«Детский сад №42»
Долгосрочный педагогический проект в
подготовительной группе на 2018-2019 уч. год:
«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Публикация «Долгосрочный педагогический проект в подготовительной группе „Театральная мастерская“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Подготовил : воспитатель подготовительной группы
Губарева О. В.
п. Лунево, 2019
Цель:
Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства, развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
• Последовательное знакомство детей с видами театра.
• Поэтапное освоение детьми видов творчества.
• Совершенствование артистических навыков детей.
• Раскрепощение детей.
• Работы над выразительностью речи, интонации.
• Коллективные действия, взаимодействия.
• Умение сочувствовать, сопереживать.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• обучением вербальным и невербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В процессе реализации использую следующие формы работы с детьми:
Формы работы с детьми
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывка из сказок.
• Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера
• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры со словами.
• Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемый результат:
• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Научатся запоминать и описывать любого героя.
• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
• Сочинять этюды по сказкам.
• Строить простейший диалог.
• Распределять между собой обязанности и роли.
• Использовать средства выразительности драматизации.
(поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:
• Уверенность в себе.
• Умение играть в коллективе.
Работа с детьми складывалается следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Модель реализации проекта
Работа с детьми:
• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
• Посещение детьми театров.
• Просмотр кукольных театров и работа по ним.
• Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)
• Чтение художественной и познавательной литературы.
• Продуктивная деятельность детей.
• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
• Театрализованно-познавательные праздники.
Сотрудничество с родителями:
• .Изготовление элементов костюмов
• Изготовление декораций для театрализованной деятельности.
• Помощь в изготовлении различных видов театра.
• Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек - раскрасок, аудио- видео для детей.
• Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т. д.)
• Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.
• Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).
• Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
• Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.
• Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».
• Участие в совместных театрализованных
постановках (родители - дети - педагог).
• Посещение занятий
• Родительское собрание.
Методическое сопровождение
• Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов
• Картотека дидактических игр по теме: «Театр»
• Картотека аудио- видео фильмов
• Методическое сопровождение (магнитофон, кассеты)
• Подборка художественной литературы для театрализованных представлений
• Подборка литературы познавательного характера.
• Конспекты театрализованных представлений.
• Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера
• Консультационный материал для педагогов
• Консультационный материал для родителей
Сроки работы:
сентябрь 2018– май 2019г.
№ Раздел плана Сроки Форма работы
1 Подготовительный этап.
. Сентябрь - Октябрь 2018г. Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы. Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
2 Основной этап. Ноябрь – Апрель 2019г. Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками.
3 Заключительный этап. Обобщение. Апрель 2019 г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление отчета по самообразованию на педсовете.
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. :ВАКО, 2007
7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.
9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.
10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.
15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.
20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.
21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.
23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.
План работы (октябрь — май)
Октябрь Тема Цель Репертуар
1 неделя «Кончилось лето». Цель: Собрать детей вместе после летних каникул, порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре «Маша и медведь»
2 неделя Беседа с детьми “Что такое театр”.
приложение1 Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Показ иллюстраций, фотографий и афиш
Репетиция сценки к празднику осени. (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. театров.
Рассказы детей о посещении театров.
3 неделя Беседа-диалог.
приложение2 Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)
Отгадывание загадок (по тематике).
4 неделя Знакомство с ширмой.
Показ театрализованного представления на празднике осени.
Приложение 3 Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы.
Ноябрь Тема Цель Репертуар
1 неделя Техника речи. Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно,сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Использование пиктограмм «Колобка».
Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»
2 неделя Удивительный мир кукол.
Приложение 4 Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству. Показ видов кукол.
3 неделя Ритмопластика, психогимнастика.
Приложение 5 Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций —-«Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Злой волк».
4 неделя Показ воспитателем настольного театра «Репка»
Приложение 6
Декабрь Тема Цель Репертуар
1 неделя Игры Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра “Передай позу”, “Что мы делали, не скажем”
Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «К», «Три характера», «Вредное колечко».
2 неделя Начать работу над альбомом “Все о театре”.
Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей). Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).
3 неделя Репетиция музыкального представления
«Репка».
Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении.
4 неделя Показ детьми музыкального представления «Репка»(для детей младших групп)
Январь Тема Цель Репертуар
3 неделя Ритмопластика. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. Игра «Покажи кто это»
4 неделя Работа над альбомом “Все о театре”. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома. Совместная работа детей и родителей.
Февраль Тема Цель Репертуар
1 неделя Сказка на столе. Познакомить детей со сценарием поста-
новки сказки. Вос-
питывать умение
прислушиваться к
мнению других, раз-
вивать выдержку и терпение. Чтение сказки.
Обсуждение и до-
полнение.
2 неделя Отработка диалогов. Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать
связную речь детей. Воспитывать уверенность.
3 неделя Распределение ролей. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа.
Показ.
Анализ выбранных
ролей.
4 неделя Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп).
Март Тема Цель Репертуар
1 неделя «Поездка в кукольный театр». Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. Рассматривание фотографий с изображением театра.
Театральный словарь : билет, программка, афиша, ложа.
2 неделя Знакомство со сказкой «Про маленького котенка» Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Чтение сказки воспитателем.
Беседа.
3 неделя Мастерская актера. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь.
Развивать память, внимание, творчество и фантазию. развитие глазомера.
4 неделя «День театра» (последняя неделя марта). Театрализованное представление ко Дню театра Показ представления педагогами.
Апрель Тема Цель Репертуар
1 неделя Мастерская актера.