Папки-передвижки

Долгосрочный педагогический проект «Русская изба»

Александра Кузьмина
Долгосрочный педагогический проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Русская изба“» размещена в разделах

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Постановка проблемы

Работая в группе, я заметила, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Я задумалась над проблемой: как сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства.

Одной из задач по духовно - нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погруженности детей в атмосферу старины. Этому способствовало изготовление макета «Русская изба».

Вид проекта : Творческий - коллективный, групповой. Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2018 года (долгосрочный).

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Цель проекта :

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа».

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; к культуре и быте предков.

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг

с другом;

для педагогов :

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Участники проекта :

• дети дошкольного возраста

• воспитатели группы

• родители воспитанников

• музыкальный руководитель.

Механизмы реализации проекта.

-Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества педагогов детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- организация вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических

и творческих начал;

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта :

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление центра);

2. Подбор литературы по теме, произведений русского народного творчества, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка подвижных, дидактических игр.

5. Презентации к занятиям.

Этапы работы:

1этап. Подготовительный:

1. Изучение литературы по теме произведений русского народного творчества.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре.

3. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

4. Беседы с детьми о русском народном творчестве.

5. Изготовление папок: «Русские народные игры», «Игры в русской избе»,

«Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский

головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка».

5. Сбор материала для макета.

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,

русских народных игр.

3. Организация предметно – развивающей среды.

3этап. Заключительный.

1. Презентация проекта «Русская изба»

2. Итоговое мероприятие: Посиделки в русской избе.

Планирование работы.

Беседы:

- «Что такое русская изба»

- «Русский народный костюм»;

- «Гости в горнице»;

- «Русская изба»;

- «Огонь-друг, огонь-враг».

Рассказы воспитателя:

русской печи;

-о традициях русского чаепития;

русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:

- Д/и «В русской горнице»;

- Д/ и: «Подбери головной убор к сарафану», «Построй избу», «Помоги плотнику», «Укрась избушку узором», «Составь узор», «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Угадай по описанию».

Пальчиковая игра «Маланья»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Репка», «Барашеньки», «Гори, солнце, ярче», «Построй избу», «Помоги плотнику», «Ручеек», «Салки», «Сидит Яша», «Горелки»

Проведение русских народных игр :«У дядюшки Трифона», «Горелки»

Праздники: «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

Игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка».

«Чтение художественной литературы» :

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка».

Чтение стихотворений:

- А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»;

- Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном».

Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»

Ручной труд:

- Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки);

- Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

- Изготовление оберега-лихоманки.

Лепка: «Посуда»

Аппликация: «Русская изба»

Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Центр художественного слова:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкально-театральный центр:

Деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей

Взаимодействие с семьей.

-Сбор предметов для макета «Русская изба».

-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Используемая литература:

1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Фото-отчёт. Наш мини - музей «Русская изба».Представляю вашему вниманию фото-отчёт мини-музея «Русская изба», созданного в нашей подготовительной.

Конспект ОД «Русская изба»Конспект ОД «Русская изба» Цель: приобщение детей к духовно- нравственному воспитанным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: - вызвать у детей.

Лэпбук «Русская изба»Лэпбук «Русская изба» Данное пособие соответствует ФГОС, так как включает в себя интеграцию всех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Мастер-класс «Макет «Русская изба»Мастер-класс «Макет «Русская изба» Цель: Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа. Задачи: Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи,.

Мастер-класс «Русская изба»Мастер-класс «Русская изба» Цель: Создание поделок из бумаги и пластилина при помощи скатывания бумаги в трубочки и растирания пластилина по неровной плоскости. Задачи:.

Проект «Мини-музей «Русская изба»Проект «Мини-музей «Русская изба» Пояснительная записка Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее.

Проект на тему «Русская изба» в старшей группе Проект на тему: "Русская изба" в старшей группе. Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны.

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Русская изба» Содержание 1. Паспорт проекта 2. Актуальность проекта 3. Программа проекта 3.1 Цель, задачи 3.2 Гипотеза 3.3 Предполагаемый результат 4.

Проект «Русская изба» в старшей группе Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПРОЕКТ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный педагогический проект «Русская изба»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 21:37
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный педагогический проект «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Кузьмина (УИ 448480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД