Александра Кузьмина
Долгосрочный педагогический проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Русская изба“» размещена в разделах
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Постановка проблемы
Работая в группе, я заметила, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Я задумалась над проблемой: как сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства.
Одной из задач по духовно - нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, погруженности детей в атмосферу старины. Этому способствовало изготовление макета «Русская изба».
Вид проекта : Творческий - коллективный, групповой. Проект ориентирован на духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2018 года (долгосрочный).
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Цель проекта :
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа».
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; к культуре и быте предков.
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг
с другом;
для педагогов :
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Участники проекта :
• дети дошкольного возраста
• воспитатели группы
• родители воспитанников
• музыкальный руководитель.
Механизмы реализации проекта.
-Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества педагогов детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических
и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление центра);
2. Подбор литературы по теме, произведений русского народного творчества, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических игр.
5. Презентации к занятиям.
Этапы работы:
1этап. Подготовительный:
1. Изучение литературы по теме произведений русского народного творчества.
2. Диагностика знаний детей о русской культуре.
3. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и
направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
4. Беседы с детьми о русском народном творчестве.
5. Изготовление папок: «Русские народные игры», «Игры в русской избе»,
«Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский
головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка».
5. Сбор материала для макета.
2этап. Реализация проекта :
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,
русских народных игр.
3. Организация предметно – развивающей среды.
3этап. Заключительный.
1. Презентация проекта «Русская изба»
2. Итоговое мероприятие: Посиделки в русской избе.
Планирование работы.
Беседы:
- «Что такое русская изба»
- «Русский народный костюм»;
- «Гости в горнице»;
- «Русская изба»;
- «Огонь-друг, огонь-враг».
Рассказы воспитателя:
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:
- Д/и «В русской горнице»;
- Д/ и: «Подбери головной убор к сарафану», «Построй избу», «Помоги плотнику», «Укрась избушку узором», «Составь узор», «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Угадай по описанию».
Пальчиковая игра «Маланья»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Репка», «Барашеньки», «Гори, солнце, ярче», «Построй избу», «Помоги плотнику», «Ручеек», «Салки», «Сидит Яша», «Горелки»
Проведение русских народных игр :«У дядюшки Трифона», «Горелки»
Праздники: «Святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
Игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка».
«Чтение художественной литературы» :
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка».
Чтение стихотворений:
- А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»;
- Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном».
Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»
Ручной труд:
- Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки);
- Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».
- Изготовление оберега-лихоманки.
Лепка: «Посуда»
Аппликация: «Русская изба»
Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Центр художественного слова:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкально-театральный центр:
Деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей
Взаимодействие с семьей.
-Сбор предметов для макета «Русская изба».
-Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Используемая литература:
1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.
9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.