МААМ-картинки

Педагогический проект «Наш дом природа» в подготовительной группе

Зелена Нецель
Педагогический проект «Наш дом природа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические основы организации экологического воспитания дошкольников.

Понятие «экологическое воспитание»

. Формы и методы организации экологического воспитания

Экологическое воспитание в ДОУ подготовительной группы № 12 «Цветик – семицветик»

Проект «Наш дом природа» как элемент экологического воспитания.

Актуальность

Публикация «Педагогический проект „Наш дом природа“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Не секрет, что Саянск – город химиков. Практически у всех детей нашего детского сада кто-нибудь из родственников работает на химическом заводе. Но мало кто из взрослых, а тем более детей задумывался о состоянии окружающей природы.

Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:

• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

• дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

• у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

• содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;

• содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

• нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

• ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода, но и навыков рационального природоиспользования.

Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно,

переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Проблема

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (близость химического завода) негативно влияет на окружающую среду и состояние здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия. Необходима современная организация педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организация экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Объект: экологическое воспитание детей подготовительной группы

Предмет: условия экологического воспитания в группе детского сада

Гипотеза: процесс экологического воспитания будет эффективен, если будет:

- осуществляться взаимосвязь детей и родителей по экологическому воспитанию;

- использованы методы наглядности и игровые формы познавательной деятельности;

- реализован индивидуальный подход к экологическому воспитанию;

- задействовано творческое воображение и мышление.

Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Основная цель: не только дать теоретические знания детям для формирования основ экологической культуры, но и научить пользоваться приобретёнными знаниями, развивать наблюдение, системное мышление, коммуникативные навыки.

Задачи проекта :

Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

Формировать основные представления и понятия о живой и неживой природе;

Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Тип проекта : практико – ориентированный

По количеству детей, вовлеченных в проект : групповой.

По продолжительности: долгосрочный, разработан на весь учебный год.

По профилю знаний: проект, включает образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Понятие «экологическое воспитание»

Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде).

Ниже приведены некоторые определения слова экология.

Экология — это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания (Т. А. Бабанова)

Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Экологическая культура это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности детей;

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы

Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, начальной ступенью которой является семья и детский сад.

1.2. Формы и методы организации экологического воспитания

Формы и методы организации экологического воспитания также должны отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность – игровая, которая способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.

С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического воспитания.

Необходимыми принципами экологического воспитания являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира.

В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:

- по количеству детей: индивидуальные и групповые;

- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;

- по организации актуализации знаний: викторины., экологические игры и др. ;

- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.

Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода, листья у растения завяли – не хватает воды или света.

В последствие у детей формируется представление о влиянии деятельности человека на объекты природы (как позитивном, так и негативном).

Например, одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.

Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во время прогулок цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.

Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или прогулочного участка.

Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией, которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы».

К сожалению, в современной художественной литературе для детей немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и сова», «На полянке» В. Бианки.

Экскурсии

Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории детского учреждения, так и с выходом в природу.

Прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы.

Во время целевых прогулок дети могут наблюдать за живыми объектами, измерять рост растений, фиксировать видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте. Для этого оформляются дневники длительного наблюдения за изменением роста и сезонных (возрастных) изменений признаков растений.

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- клумбы на участке;

- комнатные цветы на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины,

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

Методическое:

теоретическая и методическая литература,

периодическая печать,

материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта :

Интернет-сайты;

Выпуск фотоотчетов;

Этапы работы

Используя метод проектов в работе, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н. А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом :

• 1-й — подготовительный : постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

• 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

• 3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

С начала года в результате работы над проектом, были проведены тематические мероприятия.

В группе был проведен праздник «Цветник», где дети закрепили и получили новые знания о цветах. Узнали, что цветы бывают многолетние и однолетние, о любимых цветах своих родителей, бабушек и дедушек, о лекарственных свойствах цветов. Родительские отзывы свидетельствовали о том, что праздник удался. Для детей подготовлены прекрасные костюмы, они читали стихи, пели и танцевали. В заключение праздника выступили родители. Для них был проведён конкурс на изготовление бумажного цветка, отчего дети получили восторг. И, конечно же, награда за все выступления – красочные открытки с изображением цветов.

В ходе экскурсии с родителями в лес дети наблюдали за муравейником, различной осенней окраской деревьев и кустарников, собрали гербарии для оформления Уголка природы в группе. Во время общения дети задавали множество вопросов, на которые находили ответы совместно с воспитателем и родителями.

Итоги экскурсии в лес продолжились на занятии в группе в виде викторины : «Знаешь ли ты родной лес?» и конкурса рисунков.

1 конкурс «Разминка».

1) У какого животного есть иголки? (ёж).

2) Кто в лесу зимою спит? (медведь)

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) Корова – дикое или домашнее животное? (домашнее)

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

1) Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4) У какого домашнего животного есть рога? (корова)

5) Мягкие лапки, а в лапках – царапки (кошка).

2 конкурс «Найди дом для каждого животного».

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».

3 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.

4 конкурс «Найди и закрась спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и закрасить их.

5 конкурс «Назови детенышей зверей».

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой

Топал … слонёнок.

За мамой лисицей

Крался … лисёнок.

За мамой зайчихой

Прыгал … зайчонок.

За мамой медведицей

Шёл … медвежонок.

За мамой волчицей

Плёлся … волчонок.

«Бельчатам»

Раз, два, три, четыре, пять пошли животные гулять.

Коза с … козлёнком,

Корова с …телёнком,

Лошадь с … жеребёнком,

Кошка с … котёнком,

Свинья с …поросёнком.

6 конкурс «Угадайте по описанию».

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

Ответ: еж.

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

- Какие деревья растут в лесу?

- Какие животные, птицы, насекомые живут в лесу?

Дидактическая игра «Как вести себя в лесу?» по знакам «Чего нельзя делать в лесу?».

Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Основные мероприятия, проводимые в весенний период должны проводится на участке. Где дети и родители должны непосредственно принять участие в разбитии клумб, высадке цветов. В планы входит разбитие клумб, их обустройство, украшение, уход.

Все проводимые мероприятия направлены на достижение поставленных целей проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная с подготовительной группой в течение года работа по экологическому воспитанию должна подтвердить выдвинутую гипотезу:

- дети должны больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформируются первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработаются первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту должна способствовать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту должно быть обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволит, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы.

Уже на начальном этапе работы над проектом :

• расширились и закрепились знания детей;

• дети и взрослые получили большой эмоциональный настрой;

• проявился интерес родителей к совместной деятельности.

В дальнейшем, дети сами подталкивали меня к экспериментальной деятельности своими вопросами, родители также показывали свою заинтересованность в экологическом воспитании детей.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь поставленных целей:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие коммуникативных навыков.

И задач:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Мой проект способен при целенаправленной деятельности помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Публикации по теме:

Краткосрочный педагогический проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» в подготовительной группе Краткосрочный педагогический проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» в подготовительной группе Подготовил воспитатель.

НОД в подготовительной группе «Природа, музыка и мы» Герои: Лесовичок (виртуальный герой, Безобразник Атрибуты: корзинка с медалями, корзинка с шишками большого и малого размера, корзинка.

Педагогический проект на тему: «В мире профессий» с детьми подготовительной группы Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,.

Педагогический проект «Превращение семечка» в подготовительной группе «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем оптыте, тем значительнее.

Педагогический проект с участием родителей «Пусть меня научат» в подготовительной к школе группеПедагогический проект с участием родителей «Пусть меня научат» в подготовительной к школе группе Цель проекта: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство,повышение психолого- педагогической компетентности родителей в вопросах.

Педагогический проект «Семья» в подготовительной группе Педагогический проект «Семья» Участники проекта: дети средней группы «Непоседы», родители, педагоги группы. Длительность: сентябрь 2014г. -2015г.

Педагогический проект в подготовительной группе «Радужный мир»Педагогический проект в подготовительной группе «Радужный мир» "Радужный мир"Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели и родители Цель: Определение роли цвета в нашей жизни.

Педагогический проект эколого-нравственной направленности в подготовительной группе «Березка! Нет тебя прекраснее!» Березка! Нет тебя прекраснее! Как ты по-русски хороша! Тобой любуясь в утро раннее Моя волнуется душа! Клименко Людмила Введение: Личность.

Педагогический проект для подготовительной к школе группы «Живи, родник традиций!» Актуальность проблемы От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество,.

Проект по экологии в старшей группе «Природа — мой друг» Дементьева Ирина Проект по экологии в старшей группе «Природа – мой друг». Паспорт проекта. Состав участников: групповой Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Наш дом природа» в подготовительной группе
Опубликовано: 19 мая 2019 в 08:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Наш дом природа» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Зелена Нецель (УИ 935146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД