Гульнур Саяхова
Долгосрочный проект подготовительной группе «Мы живём на Южном Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём на Южном Урале
Актуальность. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.
Публикация «Долгосрочный проект подготовительной группе „Мы живём на Южном Урале“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».
Областная образовательная Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др. содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.
Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитания возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
Суть проекта «Мы живём на Южном Урале» состоит в том, чтобы отразить в предметно-окружающей среде региональный компонент (Южный Урал). Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Поэтому:
1. Проект «Мы живём на Южном Урале», раскрывает процесс формирования краеведческого воспитания детей подготовительного к школе возраста, включает реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОО.
2. Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Мы живём на Южном Урале» влияют на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
3. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.
Проект по теме : «Мы живём на Южном Урале»
МАДОУ «Детский сад № 14» г. Магнитогорск
Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 6-7 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Проект предполагает :
реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др;
организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
проектирование развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.
Срок реализации: декабрь 2018 – апрель 2019 года
Вид проекта : творческий
Тип проекта : познавательный
Состав участников: фронтальный.
Взаимодействие: воспитатели, дети, родители.
Проблема: история народов Южного Урала
Основополагающий вопрос: Как узнать об истории народов Южного Урала?
Проблемные вопросы: Какой народ проживает на Южном Урале? Какой быт народов Южного Урала? Во что играли дети на Южном Урале много лет назад?
Цель проекта :
Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях народной педагогике Южного Урала, помочь детям войти в мир народной куль туры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
1. способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре истории народов Южного Урала
2. формировать эмоционально-положительное отношение к представителям Южного Урала
3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности
4. познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала
5. дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских
6. приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала.
Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности осуществляется через решение следующих задач:
1. Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Градусова Л. В., Е. Г. Лопатина, и др;
2. Организация взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье;
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию.
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала.
Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.
Приобщение к исполнению детьми колыбельных песен, потешек, прибауток, театрализованной деятельности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Цель: Создание условий для реализации проекта «Мы живём на Южном Урале».
Включает:
Реализацию программно – методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», который позволяет раскрыть познавательные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быта народов, его населяющих, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразие декоративно – прикладного искусства.
Определение особенностей краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по реализации программы «Наш дом – Южный Урал».
Реализация:
Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада стала систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, историей, культурой, природных и экономических особенностей Южного Урала.
Для того чтобы, определить особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста по реализации программы «Наш дом – Южный Урал», провели диагностическую работу по уровню усвоения реализации программы «Наш дом – Южный Урал».
Методика диагностики детей дошкольного возраста ориентированная на показатели освоения содержания регионального компонента по реализации программы «Наш дом – Южный Урал»
Критерии уровня усвоения программы «Наш дом – Южный Урал» :
1. Имеет представление об основных достопримечательностях города Магнитогорска, Челябинской области, уральского региона;
2. Имеет представление о региональных художественных промыслах, различает виды регионального изобразительного искусства;
3. Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города, области: машиностроителей, металлургов, энергетиков, шахтеров, животноводов;
4. Называет произведения писателей Южного Урала, называет авторов, эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
5. Проявляет интерес к особенностям исторического прошлого города, региона;
6. Проявляет интерес к достижениям спортсменов города в области спорта;
7. Проявляет интерес к народным подвижным играм.
Результаты диагностики показаны в диаграмме, где усвоен материал – 21 б (3 балла за ответ, частично не усвоен материал – с 14 – 21 б (2 балла за ответ, не усвоен материал – с 7 - 14 б (1 балл за ответ).
Таким образом, в диагностике участвовало 18 детей 6-7лет, в результате было выяснено распределение дошкольников по уровням развития особенностей краеведческого воспитания. Сводные количественные результаты уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей 6-7 лет графически представлены в гистограмме в рис. 1.
Рис. 1. Гистограмма уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей подготовительной к школе группы
Таким образом, особенности краеведческого воспитания у детей подготовительного возраста свидетельствует о необходимости проведения соответствующей работы по повышению уровня краеведческого воспитания, организации проектной деятельности по теме: «Мы живём на Южном Урале».
II этап – практический этап
Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.
2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Включает:
Реализацию запланированных мероприятий, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Реализация:
Целенаправленная деятельность осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми. Проведение тематической образовательной деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя, с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
План по реализации краеведческого воспитания
детей подготовительного к школе возраста
Задачи образовательной работы с детьми 6-7 лет:
1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала : природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
совершенствовать исполнительские умения.
развивать творческие способности, чувство юмора.
воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).
Таблица 2
№ Сроки реализации проекта. Тема Виды деятельности по образовательным областям Совместная деятельность с родителями
1 Январь
Тема: «Одежда Южноуральцев»
Познавательное развитие
Рассказ: «Одежда древних южноуральцев»
Презентации:
-«Знакомство с русской национальной одеждой»
-«Знакомство с казачьей национальной одеждой»
-«Знакомство с татарской национальной одеждой»
-«Знакомство с башкирской национальной одеждой»
Художественно- эстетическое развитие
Аппликация «Русский национальный костюм»
Аппликация «Сапожки – ичиги»
Лепка «Уральские мастера-ювелиры»
Ручной труд конструирование по теме: «Куклы из бабушкиного сундука» (приложение)
Рисование «Уральские сказы. Огневушка-поскакушка»
Рисование «Башкирский национальный костюм»
Речевое развитие
Чтение сказки «Ленивый сын»
С. Васильев «На Урале»
Л. Татьяничева «Живу я в глубине России»
Фольклор: знакомство с русскими колыбельными песнями «Ай люли люленьки», «Баю, баю, забываю»
пестушками «Тятеньке - сажеь» «Потягушеньки-порастушеньки», «Та, та, та,та»
Физическое развитие
Русская народная игра:
«Дед Мороз», «Чурилки», «Грачи летят», «Золотые ворота»
Башкирская народная игра
«Конное состязание», «Биштат» Рассматривание иллюстраций «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия»
2 Февраль
Тема: «Человек и его семья»
Познавательное развитие
Презентация «Мы живём на Урале» (приложение)
Рассказы: «Население Челябинской области»
«Уральский край», «История рассказа об Урале- батюшке».
Художественно- эстетическое развитие
Аппликация «Наш край Урал»
Аппликация «Коврик для гостей»
Рисование «Малахитовая шкатулка»
Рисование «Волшебные узоры Урала»
Речевое развитие
Чтение легенды «Происхождение башкир»
Оформление альбома «Наш край»
Физическое развитие
Татарская народная игра: «Темербай», «Юрта»
Развлечение на тему «Осенние обрядовые праздники» Успенье – праздник окончания жатвы и встречи осени (приложение) Конкурс поделок из бросового материала (куклы). Обшить куклу в национальный костюм.
Помощь в организации экскурсии в краеведческий музей
Подборка иллюстраций, открыток о крае
Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России
3 Март
Тема: «Жилище и предметы народного быта семьи»
Познавательное развитие
«Русская крестьянская изба»;
«Казачий дом»;
«Башкирская юрта»;
«Башкирская деревянная изба»;
«Башкирские предметы народного быта».
«Русские предметы народного быта».
Художественно- эстетическое развитие
Рисование «Русская изба»
Рисование «Уральская домовая роспись»
Аппликация «Башкирское жилище (юрта)»
Аппликация «Башкирская домовая роспись»
Речевое развитие чтение:
Е. Г. Лопатина «Сказка о том, как лев спас деда Еремея»
«Уральские сказы П. Бажова»
Физическое развитие
Татарская народная игра:
«Спутанные кони», «Хромая курица», «Продаем горшки»
Башкирская народная игра
«Ласточки и ястребы», «Белая кость» Подбор башкирских пословиц
Подбор русских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.
4 Апрель
Тема: «Природа Южного Урала».
Познавательное развитие
Выставка: Лекарственные растения Челябинской области.
Альбом: Полезные ископаемые Челябинской области.
Красная книга Южного Урала
Презентации:
- Путешествие по Уральскому лесу.
- Путешествие по рекам и озерам Урала.
- Путешествие по Уральским лугам.
Фотоальбом: Заповедники и парки Южного Урала.
Дидактические игры:
«Угадай-ка», «Чьи следы?», «Найди гнездо», «Кто как кричит».
Художественно- эстетическое развитие
Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»
Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»
Речевое развитие
Чтение:
Башкирские народные сказки «Ленивый Аусаф», «Человек и его дело»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки»
Сказки уральских писателей Н. Никонов «Певчие птицы», «Народные промыслы».
С. Васильев «На Урале», Е. Г. Лапатина «Сказка об умной уточке», «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись», Г. Струве. «Моя Родина», Басыр Рафиков «В лесу»
Фольклор: знакомство с небылицами «Из-за тучи, из-за гор», «Рано утром, вечерком», «Ехала деревня мимо мужика».
Театрализованная деятельность: постановка спектакля по сказке «Урал-Батыр»
Физическое развитие
Русская народная игра
«Овечки», «Капуста», «А мы Масленицу дожидалися».
Татарская народная игра:
«Земля, вода, огонь, воздух», «Ласточка», «Татарский плетень»
Народные праздники и фольклор: «Колядки, рождество и святки» (приложение) Сбор фотографий, предметов народного быта.
Разучивание с детьми «народных примет о природе»
Конкурс рисунков «Мой родной край».
Для получения краеведческой информации используем следующие источники:
периодическую печать (газеты, журналы);
художественную литературу Урала;
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры).
Основные принципы краеведческой работы:
системный подход;
предельную достоверность фактов;
синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).
Специально организованная развивающая среда по краеведению в детском саду соответствует определенным требованиям: хорошая освещенность в дневное и вечернее время уголков по краеведению; целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в уголке краеведения, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Магнитогорску.
В группе создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).
Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города».
III этап – Итоговый
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.
1. Итоговая диагностика
2. Презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация, создание картотеки, альбомов по теме проекта)
3. Итоговое мероприятие постановка спектакля по сказке «Урал-Батыр».
В диагностической оценке участвует группа из 18 детей. Диагностика проводится для того, чтобы зафиксировать оценочные показатели данной группы после внедрения проекта. Была использована диагностика ориентированная на показатели освоения содержания регионального компонента. Таким образом, в результате проведенной диагностической работы было выяснено, что в ходе реализации проекта «Мы живём на Южном Урале» у детей 6-7 лет улучшились показатели развития особенностей краеведческого воспитания. Сводные количественные результаты уровня развития особенностей краеведческого воспитания у дошкольников графически представлены в гистограмме в рис. 2.
Рис. 2. Гистограмма уровня развития особенностей краеведческого воспитания у детей подготовительной к школе группы на заключительном этапе.
Таблица 3
Результаты в сравнении
№ Баллы/Уровень
на начало уч. года Баллы/Уровень
на конец уч. года
1 Усвоено - 0 Усвоено – 34 %
2 Частично усвоено – 48 % Частично усвоено – 66 %
3 Не усвоено – 52 % Не усвоено – 0
Дети, значительно увеличили свои показатели по уровню развития краеведческого воспитания, полученные результаты отчетливо свидетельствуют об эффективности проведённой работы по внедрению регионального компонента на основе программы «Наш дом – Южный Урал».
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.
Основными формами работы с родителями явились:
Оформление информационных стендов для родителей «Мы - уральцы», «Народы Южного Урала», «Праздники народов Южного Урала»
Экскурсии, совместные праздники создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно. В группе с помощью родителей создана библиотека книг с краеведческой направленностью. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле.
Организация тематических консультаций для родителей на тему: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день». Тематические консультации «Народные семейные традиции», «Использование народных игр и игрушек в воспитании детей»;
Выпуск тематических газет и журналов «Зеленая аптека Южного Урала».
Заключение:
Период реализации проекта по региональной программе «Наш дом— Южный Урал» показал насколько заметно повысилась активность родительской позиции как субъектов образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
В ходе проведенной работы получены результаты:
Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем значительное пополнение различного материала в уголке краеведения, основными задачами которого является:
формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;
расширение представления у детей о достопримечательностях города Магнитогорска и Южного Урала;
формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;
помощь ребенку в правильном ориентировании в работе с предметами материальной культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;
формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной культуры;
воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край. Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего народа, города и края.
Вывод:
Проект был длительным, сложным. Дети знают, что такое Родина, Урал, родной край. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители проведенной работой остались довольны.