светлана чебан
Открытое занятие для учащихся школы-интерната «А мир прекрасный, если бы…»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для учащихся школы-интерната
Цели:
1. Развитие навыков у уч-ся видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
2. Развитие умений учащихся вести рассуждения;
3. Формирование умений аргументировать свою точку зрения
4. Формирование нравственных качеств учащихся;
5. Воспитать у учащихся толерантного отношения к окружающему миру.
6. Продолжить формирование нравственно-этических понятий:
доброта, вежливость, толерантность.
Публикация «Открытое занятие для учащихся школы-интерната „А мир прекрасный, если бы…“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки.
Оборудование: компьютер, проектор, клубок ниток, раздаточный материал.
Методические приемы:
I. Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
1. Разминка. Игра «Ладони» :
- если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;
- если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;
- если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.
Большое спасибо за Вашу искренность!
Мне очень приятно встретиться с вами. Сегодня я проведу c вами занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с -пользой.
II.НПП-- Прошу Вас встать в круг (8 чел.) Делая шаг в центр круга давайте называть положительные черты своего характера. (2 мин)
• Меня зовут Светлана Илларионовна, я добрая.
-Я, Кристина Исак : (исполнительная)
-Я, Кристина Дорошенко :(упорная)
-Я, Петя Флоря :(сдержанный)
-Я, Руслан Сударев : (деликатный)
-Я, Анатолий Фанин. :(спортивный)
-Я, Максим Унгуряну :(спокойный, уважительный)
-Я, Николай Куфтин :(Толерантный)
-Я, Александр Казак (Вежливый)
- Спасибо большое! 8 человек-это коллектив и он такой интересный…
-Вокруг нас - Мир. Мир, полный открытий и серьезных проблем. Для того чтобы Мир был прекрасный,мы должны заботится о нем. Но и любой человек - это целый Мир.
- Ребята как вы думаете о чем мы сегодня поговорим на занятий?
Ответы (О Мире. Как вы думаете? какие же качества должен иметь человек чтобы Мир был прекрасным? ответы (добрый, милосердный, терпеливый,трудолюбивый, вежливый)
- Молодцы ребята! -Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы наш Мир был прекрасен. И мы сегодня поговорим о толерантности, вежливости и доброте.
- Тема нашего занятия «А мир прекрасный если бы…».
(слайд 1)
III.В мире по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям
IV. Сейчас мы поработаем в группах. У вас на партах лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чём говорится в каждом из них. Передайте эти мысли своими словами.
1. «Не делай другому того, от чего больно тебе».
2. «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
3. «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
4. «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
- Давайте обобщим. Каков общий смысл всех этих высказываний? ответы:
(Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Люди должны быть ТОЛЕРАНТНЫМИ.)
(СЛАЙД2)
V.Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
- Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному :
• во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
VI.У вас на партах файлы. В них перечислены различные качества человека. Попробуйте выбрать качества, которые характеризуют толерантного человека:
1. Снисходительность, эгоизм, конфликтность, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, великодушие, бестактность.
2. Доброта, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, великодушие.
3. Миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, диалог, сердечность, великодушие.
4. Поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие,
5. Злорадство, сердечность, вспыльчивость, сострадание, конфликт, скупость, доброта, уважение.
- А теперь вы запишите эти слова на ладошки и повести на доску.
Вывод: Поясните эти качества : Ведь «чтобы мир стал прекрасным, надо добрым и вежливым быть».
-Да ребята,не только заповедями жив человек. Элементарная вежливость, человеколюбие, доброта – надежные наши помощники.
(СЛАЙД3)
VII. Л. Н. Толстой, нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра».
(СЛАЙД4)
VIII. Дополни предложения, как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
1 .Быть добрым в мыслях - это (человеколюбие)
2 .Быть добрым в словах – это….(отзывчивость).
3 .Быть добрым в делах – это….(милосердие)
-Осмыслите эти понятия :ответы (Без добра мир не может существовать)
(СЛАЙД5)
IX. Толковый словарь русского языка :
ДОБРОТА - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Разбор ситуации
. Ситуация 1.
У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать?
Каковы ваши действия в данном случае?
Ситуация 2.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 3.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
Раскрытие понятия ДОБРОТА. (СЛАЙД)
-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?
- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.
X.Давайте пошлем частичку доброты нашим гостям, добрую мысль или чувство, пусть они ощутят тепло нашей души.
Ребята,по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту? ответы:
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. любит природу и бережет ее. Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.
Словарная работа
XI.- Ребята, что обозначает слово «вежливость»?
- До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)
– А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)
- Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,
теплотой, добротой).
(СЛАЙД6)
XII. Задачи на вежливость.
- Ребята, я объявляю две задачи не на сложение – а задачи на вежливость!
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки. Какие?
(Извините пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет?
(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее).
Молодцы, Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
(СЛАЙД7)
XIII.Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу из словаря вежливых слов». Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?
- Тогда я начинаю:
(СЛАЙД8)
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…СПАСИБО
Зазеленеет старый пень, когда услышит…ДОБРЫЙ ДЕНЬ
Когда нас старшие бранят за шалости, мы говорим … Простите нас Пожалуйста
- Есть в русском языке ещё одно хорошее, волшебное слово, которое мы говорим при встрече. Что это за слово?
- Да, это всем вам знакомое слово «здравствуйте». Зачем мы его произносим?
- Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким, так что почаще говорите это слово!
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
XIV. Проведем рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика)
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства, настроение.
XV. Физминутка
Я попрошу вас всех встать в круг. Сегодня мы попрощаемся друг с другом при помощи «волшебного клубка», протягивая друг к другу «дорожки ДОБРА, Вежливости, Толерантности». Ребята, я прошу вас передавать клубок, говоря друг другу: «Я тебе желаю добра». Идет игра, последний ребенок передает клубок учителю со словами: «Мы вам желаем добра».
. И я вам тоже желаю добра! Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней. А чтобы вы не забыли о нашей встрече, разрешите мне вручить вам вот такие талисманы Доброты и Милосердия, пусть они оберегают вас от злости и вражды.
XVI.Ребята, чтобы мир вокруг нас был прекрасным,нам нужно заниматься прекрасным делом
Вот сейчас мы с вами: закончим изготавливать нашу картину
Давайте сделаем анализ образца.
-Какие инструменты и материалы необходимо для работы?
-Сколько всего операции необходимо выполнить?
-Какие операции уже выполнили?
-Какие операции осталось выполнить?
-Приступайте к работе.
-Готовые работы выставляются перед классом. Проводите их анализ.