светлана чебан
Правовой турнир для учащихся школы-интерната «Мы, наши права и обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Формирование правовой грамотности обучающихся.
• Обобщить знания детей об основных правах ребенка.
• Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры;
• Воспитание толерантного отношения к окружающим;
• Умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Задачи:
Публикация «Правовой турнир для учащихся школы-интерната „Мы, наши права и обязанности“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
• Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
• Воспитывать уважение к правам других людей.
• Способствовать формированию активной жизненной позиции.
• 20 ноября – Всемирный день прав детей
• Конвенция «О правах ребенка»
• Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Ход занятия
1. Организационный момент – Сдача рапорта
2. НПП- Дидактическое упражнение
- Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята! Когда люди встречаются, они приветствуют друг друга или здороваются.
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, мы начнем с одной интересной игры.
3. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен сказать слова приветствия, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя.
-Например, Добрый день я Светлана - Скромная
-Привет я Ирина - Искренняя
-Здравствуйте я София – Стройная
- Приветствую вас я Иван – Интересный
- Доброе утро я Дионис – Дружелюбный
-Добрый день я Ксения – Кокетливая
- Добрый вечер я Сергей – Солнечный
-Здравствуйте я Патрик – Прикольный
- Привет всем я Кирилл – Креативный
- Доброго здоровьица я Валентина - Веселая
4. Интерактивная беседа «Право на имя»
-Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
-А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? (Свидетельство о рождении – это ваш первый документ)
-А что там еще записано, кто знает? (Ф. И. О.)
-Расшифруйте слово, и мы узнаем кем мы являемся имея свид. о рожд. гражданин ПМР.
-А кто же такой гражданин? (слайд 1)
«Толковый словарь русского языка».
-Гражданин – сознательный член общества, подчиняющий свои личные интересы общественным.
-Ребята посмотрите какое слово подчеркнуто в определении Гражданин? закон
-Что такое закон? (слайд 2)
- Ребята вспоминайте где записаны законы, права, обязанности человека?
- Основной закон государства. (Конституция - Принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года) (слайд 3-4)
-Давайте вспомним какой основной международный документ, закрепляет права детей? (Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка»
Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций)
- Что такое Конвенция? - Международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.
-Друзья, Вы все должны знать, что 20 ноября –Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята Международная Конвенция «О правах ребёнка». (слайд 5)
-Молодцы.
-Так о чем пойдет речь на занятии (о правах и обязанностях детей)
-Правильно, о правах и обязанностях детей.
- Опираясь на значение этих слов тема нашего занятия называется:
Правовой турнир «Мы, наши права и обязанности» (слайд6)
-Что же такое Право?
Право - есть совокупность правил (норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. (слайд 7)
-А кроме прав. Что есть у каждого гражданина? Верно, обязанности. А что это такое?
Обязанности — это меры общественно необходимого поведения человека. (слайд 8)
-Сегодня вы, ребята, выступите в роли знатоков права и самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в жизненных ситуациях.
-Итак, начинаем наш правовой турнир.
5. Конкурс 1. «Права или обязанности» (слайд 9)
Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.
1. Получение бесплатного общего образования.
2. Соблюдение устава.
3. Бережное отношение к школьному имуществу.
4. Добросовестно учиться.
5. Выполнение требований работников школы.
6. Выбор формы образования.
7. Носить школьную форму.
8. Посещать мероприятия в школе.
-Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек? (обида, растерянность, возмущение и т. п. ?
-Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.
Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?
-Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей
-Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
6. Конкурс 2. «Что нарушено» (слайд 11)+(слайды с сказками)
-Давайте поиграем в игру. Вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои.
-Мы с вами просмотрим фрагменты из мультфильмов.
- Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок.
-Смотрите внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются?
-Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
• (слайд) Морозко (Право на отсутствие рабства, право на жизнь, на свободу слова).
• (слайд)Дюймовочка (право на жизнь с родителями).
• (слайд)Золушка (право на отсутствие рабства).
(слайд)Лиса из русской народной сказки “Колобок”, съев колобка, нарушила его (право на …Жизнь.)
• Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из дома в русской народной сказке “ Заюшкина избушка”? (Право на неприкосновенность жилища).
Молодцы ребята! Зная свой права вы не должны забывать и о своих обязанностях.
7. Конкурс 3. Разбор ситуаций (слайд 12- 13)
-Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимоотношения : (слайд14)
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях.
8. Конкурс 4. Закончи пословицу: (слайд 14-15)
В народе написаны не мало пословиц о труде, о дружбе и даже о правах. И так переходим к конкурсу Закончи пословицу.
Пословицы к статьям. Необходимо угадать о каких правах идет речь в данной пословице.
• Дело мастера (боится)- (право на труд)
• Делу – время, а потехе –(час)- (право на отдых и досуг)
• Тот герой – кто за родину. (горой)-(право на гражданство)
-Молодцы ребята!
-Скажите о чем мы сегодня говорили на занятий?
-Какие выводы для себя сделали?
9. Подведение итогов:
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. (читаем что написано в буклетах)
-И в заключении нашего турнира хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
-А сейчас, ребята
10. Физкультминутка
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Цель: завершение занятия в доброжелательной атмосфере.
Инструкция: «Мы сегодня хорошо поработали, и нам хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
11. Практическая работа -И прежде мы приступим к практической работе, давайте вернемся к пословицам, с которыми мы работали на занятии.
-Выберите ту пословицу, которая, на ваш взгляд, может стать девизом нашей практической работы:
• Грамоте учиться – всегда (пригодится.)-право на образование
• Хочешь есть калачи, так не сиди (на печи)- (право на труд)
• При солнышке тепло, при матери – (добро)-(право на семью)
• Дело мастера (боится)-(право на труд)
• Делу – время, а потехе –(час)-(право на отдых и досуг)
• Тот герой – кто за родину (горой)-(право на гражданство)
-Правильно!
«Дело мастера боится». (слайд 16)
-А почему вы так считаете?
-Потому что, любое, даже, самое трудное дело, поддается умелым рукам и настойчивым усилиям.
-Вот сейчас мы и будем продолжать выполнять нашу работу.
-Какую?
-Мы будем продолжать изготавливать подарочную упаковку «кусочек торта»
-Итак, София проведи, пожалуйста,анализ образца подарочной упаковке «кусочек торта».
-Молодец, спасибо!
-Какие инструменты нужны вам для работы? (ножницы, карандаш, линейка, кисточка)
- Какие материалы необходимо для работы? (цветной картон, цветная бумага, клей, шаблон)
-Сколько всего операций необходимо выполнить при изготовлении «кусочка торта». (четыре операций).
-Ребята какие операции мы уже выполнили?
-А какие операции нам осталось выполнить?
- Прежде чем начнем работу ознакомимся с инструктажем о правилах безопасности при работе с ножницами.
-Молодцы!
-Теперь приступайте к практической работе. При этом не забывайте, что клеем нужно работать аккуратно.
-Готовые работы выставляются перед классом. Проводите их анализ.
Анализ работы и оценивание.
Занятие закончено. Всем спасибо!