зухра дотдаева
Развитие творческой исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, : творческого подхода к решению больших и малых задач.
Публикация «Развитие творческой исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную: особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную,; ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых- раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность распределила по направлениям:
живая природа: характерные особенности сезонов разных
природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования :
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилос!
формулирование выводов.
Разработала перспективное планирование занятий по теме: “Опытна экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает себя:
экспериментальная деятельность, организованная педагогом
познавательное занятии с элементами экспериментирования;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно, детьми
долгосрочные наблюдения-эксперименты
Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности; : помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования :
приборы-помощники: лупа, весы, магниты;
природный материал/камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья
виды бумаги: обычная, картон,, копировальная и др. ;
красители: гуашь, акварельные краски и
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши
прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Огромную помощь в оборудовании экологической лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии
детей.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Дедушка Лесовичок, от имени которого предлагаются задания - записки. Например, однажды дети обнаружили конверт, в конверте были семенами фасоли и гороха и записка: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?” Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, "Что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведён эксперимент на “плавучесть” материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Всё они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные ’ выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические, приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, тёплый);
чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане. ”; решение экологических задач, например.
“Рамина с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг :
Рамина закричала; "Мама, на крыше этого дома :
вырос одуванчик! Кто его там посадил?”;
“Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны.
Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове
постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом
острове почти не летали, а ползали по земле?” и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например "Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми - дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.