Надежда Николаевна Конорева
Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей представленной работы «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО». Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А задача взрослого: включить ребенка в эту деятельность и научить рациональному варианту поиска информации.
Публикация «Роль детского экспериментирования для познавательно-исследовательской деятельности дошкольника в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Актуальность моей работы определяется федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направлена на решение у детей дошкольного возраста познавательных интересов, формирование исследовательской деятельности, развитие любознательности и активности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. А цель экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления и самостоятельному познанию и размышлению.
Моя работа была направлена на развитие экспериментально-исследовательской деятельности детей. Основные задачи которой, вы видите на экране.
Для реализации поставленных задач были созданы необходимые условия. Нами была собрана лаборатория, в которую входят: природный и бросовый материал, разнообразные сосуды, увеличительные стекла, магниты, пипетки, различные виды бумаги, стаканчики, различные крупы, мерные ложки и др. Свои опыты мы проводили с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и конечно, не без сотрудничества с родителями.
В результате деятельности у детей : идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации и т. д. Они становятся раскованней, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развивать у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной
деятельности :
проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
игры – экспериментирования;
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира : «Доволен ли ты собой как исследователь?
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что
резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Игры же побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение
вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием предметов.
За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю, но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они старались направлять, помогали с поиском информации, материалов для опыта. И, конечно же участвовали в них.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д., стимулирует познавательную
активность и любознательность ребенка. Что мы видим в результатах мониторинга.
Механизмом оценки получаемых результатов является эмоционально-положительное состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, говорить, а самое главное самовыражаться.