Наталья Бескровная
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как сказал В. А. Сухомлинский - «у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир»
Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и фотографии не смогут дать детям полного представления о природном мире, поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех органов чувств. Поэтому в ходе экологического воспитания так важно объединение следующих видов деятельности :
• Наблюдения;
• Целевые прогулки;
• Игровые ситуации;
• Экспериментирование;
• Изобразительной деятельности;
• Литературное творчество;
Наблюдения
Наблюдение – является одним из важнейших источников знаний о природе.
В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает доброе, бережное отношение к объектам природы. Ухаживая за «братьями нашими меньшими» и растениями ребёнок чувствует, что есть кто-то и что-то более не защищённое, чем он сам, требующий ласки, внимания и заботы. Как результат – повышается собственная самооценка ребёнка.
Целевые прогулки.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений.
Игровые ситуации.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать связи между ними и средой.
Экспериментирование.
Дети прирождённые исследователи. Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Изо деятельность.
Занятия по ИЗО деятельности развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. На таких занятиях дети используют разнообразные материалы, различные способы изображения, позволяющие передавать в рисунке круг явлений и предметов. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личного роста.
Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.
В. И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
- способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:
- Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т. п.
- Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.
Литературное творчество.
Книга дает возможность ребёнку домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Чтобы помочь ребёнку в занимательной форме выявить особенности природных явлений, повадки животных, использую загадки, пословицы поговорки и потешки.
Как сказал И. Лепман –«Давая детям книгу, мы даем им крылья.»
Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.