Татьяна Прохорова
Опыт работы «Школа-интернат — центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и получение профессии – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это профориентационная работа.
Публикация «Опыт работы „Школа-интернат — центр социализации и профориентации детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению.
Профориентация направлена на решение следующих задач:
1. Ознакомление с миром профессий доступным обучающимся школы.
2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
3. Ознакомление с правилами выбора профессии.
4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.
В работе по данной теме использую такие методы и формы профориентационной работы :
1. Беседы («Мир профессий», «Как готовить себя к выбранной профессии», «Уроки выбора профессий», «Как избежать ошибок в выборе профессии» и т. д.).
2. Профориентационные сюжетно-ролевые игры («Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий» и т. д.)
3. Воспитательные занятия:
«Моя будущая профессия»
«Ты и твоя будущая профессия»
«Трудолюбие-путь к успеху»
«Выбор профессии– выбор жизненного пути».
«Как мне выбрать профессиональный путь».
1. Встречи с людьми разных профессий (приглашение гостей).
2. Участие в трудовых десантах, акциях и КТД школы.
3. Практикум «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)
«Документы подтверждающие нетрудоспособность».
У детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, помощи в семье, а так же адаптация в современном обществе, ориентация в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве, о повышении квалификации и профессионального роста, о состоянии рынка труда, уметь находить выход из обыденных житейских ситуаций, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Работа по профориентации ведется в соответствии с КТП.
На воспитательных занятиях по профориентации дети учатся искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда, писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира», рассказывать о своих умениях, учатся правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы об режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т. д.). Такие занятия позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.
Решались личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.
На занятиях по профориентации объясняется детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания нашей школы сначала нужно получить специальное образование и только потом высшее. Так же в силу плохого зрения не могут освоить многие специальности.
В систему профориентационной деятельности вошла работа с родителями по подготовке к правильному выбору профессии. Проводится индивидуальная работа виде бесед.
Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Организуются экскурсии на некоторые предприятия.
Много занятий прошло по социально-бытовой ориентировке, они были направлены на практическую подготовку к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общественного развития. Так, при проведении беседы «Семейный бюджет», решались такие вопросы, как «Сколько стоит?», «Сколько тратит ваша семья на?» Составление бюджета семьи с последующим отчетом по предложенным вопросам. Какие черты характера помогают вести семейный бюджет? Какие знания необходимы для ведения семейного бюджета?
Ребятам интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность.
При проведении занятий по профориентации воспитанников, продумываю цель и подбираю методы, средства. Ставлю образовательные, воспитательные, коррекционные и профориентационные задачи. Учитываю содержания и характер изучаемого материала, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, уровень их профориентационной готовности. В содержание каждого занятия включаю, информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, также практические игры, упражнения, задания, которые делают занятие более интересными и динамичными. Такие занятия углубляют и расширяют знания детей, повышают их интерес к выбору профессии.
Во время индивидуальных бесед расширяю у воспитанника представления о возможностях использования своих склонностей и способностей, интересов, увлечений – беседую с ребенком, предлагаю изготовить различные поделки, выполнить поручения, при этом использую индивидуально – дифференцированный подход. Учитывая их психофизические особенности в различных видах выполняемых работ, как письменных, заполнение анкет, тестов, так и при выполнение практических заданий.
Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.
Основными направлениями профориентационной работы являются : профессиональное просвещение обучающихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей (кружковая работа). Наиболее эффективными формами работы могут быть : беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного стенда о профессиях, анкетирование, тестирование выпускников школы, участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.
Пространство, которое оказывает влияние на профессиональную ориентацию ребенка это: педагоги-психологи, центр занятости, ПМПК, классный коллектив, родители, воспитатели, педагоги.
Таким образом, только системная профориентационная работа с обучающимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Обучающихся необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.