МААМ-картинки

Сенсорное развитие — основа художественного развития детей раннего возраста

Виноградова
Сенсорное развитие — основа художественного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Исходя из этого можно сказать, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно - является основой для интеллектуального развития. С самого раннего возраста человек переживает сенситивные периоды

Публикация «Сенсорное развитие — основа художественного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции или способности организма. Данный период дает возможность максимально развивать способности ребенка в определенном возрасте, уделяя внимание качественному развитию способностей : до года – тактильные и слуховые ощущения, с года до трех – речь, умение выражать ребенком свои мысли и чувства, с трех до семи - навыки общения и взаимодействия с людьми. Особенность развития человека состоит в том, что каждые новые знания, умения и навыки накладываются на предыдущие, поэтому важно «успеть» вложить в ребенка как можно больше. В раннем возрасте сложно распознать сенситивные периоды, однако очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человеку. Наша задача - взрослых, заключается в том, чтобы не упустить это время, помочь полностью раскрыться индивидуальным способностям в наиболее благоприятный для этого момент и начинать это делать лучше всего с младшего дошкольного возраста. Понятие «сенситивный период» ввела М. Монтессори. Она считала, что огромное значение в жизни младшего дошкольника играет сенсорное воспитание, оно, по ее мнению, является основой мышления : «В разуме нет ничего такого, чего бы ни было раньше в чувствах». В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Учить определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.

Период первых 3 лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие в данном периоде направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.) Возникает вопрос: «с помощью каких приемов можно развить сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста?» Несомненно, основными средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, игровая деятельность, т. к. играя ребенку легче запомнить. Специально-организованная работа с детьми по сенсорному воспитанию через систему дидактических игр и разнообразных продуктивных видов деятельности позволяет, сформировать у детей начиная с 3-летнего возраста представление о сенсорных эталонах цвета, форм, об отношениях предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования предметов путем сравнения их свойств с сенсорными эталонами. У детей постепенно развивается аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные отношения частей в предмете по величине).

Но, на мой взгляд, сенсорные умения и навыки можно развивать и через художественное развитие, а именно через изобразительную деятельность, которая оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.

Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений. Необходимо не пропустить развитие такого огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш, ведь каждый ребенок гениален с рождения. Развитие его таланта, к сожалению, зависит только от нас, взрослых, насколько благоприятные условия создадим мы для развития этого таланта.

Для того чтобы помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, необходимо целенаправленное эстетическое развитие, создание условий для динамики творческого роста. Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Так, изобразительная деятельность в раннем возрасте неотделима от познавательной деятельности. Главное в этом возрасте не обучение приемам рисования, лепки, конструирования, а научение новым способам игровой, предметно-манипулятивной деятельности и развитие эмоционального мира ребенка. Узнавая особенности и возможности материалов через незатейливые предметно-манипулятивные игры, малыш постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению, а нетрадиционное использование материалов ведет к развитию креативного мышления.

Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами. Эта деятельность природообразна с возможностями ребенка и сутью творчества. Важно помнить о том, что любой материал может стать художественным, если его применение связано с получением эстетического удовольствия. При этом для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат. Ребенок занят исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку. «Мир осязается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности – все это обнаруживается и становится открытием». Поэтому на занятиях малышам предлагают для рисования, лепки, конструирования и аппликаций необычные для творчества материалы: песок, цветную воду, обычную крупную соль, соль для ванны (цветная, пробки, жидкое мыло, пену, камушки, поролон, шерстяные нитки, ткань, различные виды круп и макаронных изделий, кокосовую стружку и т. п. В ходе творчества у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества (мак, горох, сухой укроп, соль, различные крупы и т. д.).

Художественные игры с такими материалами дают возможность утолить сенсорный голод малыша и подготавливают хорошую базу для его дальнейшего художественного развития, развивают навыки восприятия, чувство формы, цвета, фактуры, пространства, совершенствуют зрительно-двигательную активность. А главное — стимулируют исследовательское и творческое мышление. В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей используются разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности – монотипия, нитеграфия (рисование с помощью нитки, техника набрызгивания краски с помощью зубной щетки, конструирование с помощью камешков или горошка, рисование водой, штамп-оттиск (овощи, фрукты, листья, срез карандаша, кубики, кирпичики и т. д.)., рисование поролоновой губкой, сеткой, ватными палочками, рисование с помощью выдыхаемой струи воздуха и т. д. Новые способы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают у детей интерес, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

Особенно важным мотивационным моментом для детей является, на мой взгляд, то, что все предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит детям радость и эмоциональное равновесие, а так же развивает целый спектр умений и способностей.

Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев (работа с губками, кисточками, масляной пастелью, засыпание крупой контура или объемного предмета). Эти тонкие координации, которые, с одной стороны, укрепляют связи между нейронами мозга и нервными окончаниями в кистях, с другой стороны – обратные сигналы от непослушных ещё пальцев, заставляют мозг обрабатывать новую массивную информацию и, как следствие, стимулировать развитие мышления и речи. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки. Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Малыш подражает на свой манер детской речи, иногда понятной только близкому человеку.

Ученые называют этот период творческой жизни ребенка «доизобразительным», хотя малыш, имеющий опыт творчества уже замечает свои художественные следы. Чем старше ребенок, имеющий практику рисования, тем больше он замечает, что у бумаги есть края, и контролирует свое игровое поведение, учитывая границы бумажного листа. У каждого ребенка со временем появляется собственный стиль, любимые формы, которые у него лучше всего получаются, или цветовые сочетания, позволяющие узнать маме или педагогу работу малыша из числа многих, даже если это беспредметная живопись.

Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относится к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора (так например, на своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставлять возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру); удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках – т. е. использовать различные техники и материалы (на занятиях, получая определенную свободу в действиях, малыши придумывают собственные необычные техники, а нам как педагогам остается только учиться у них и собирать эти техники в свою педагогическую копилку); научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Особенно важным моментом является то, что посредством совместной творческой деятельности в раннем возрасте происходит сохранение контакта взрослого и ребенка. Здесь хочется вспомнить слова, которые произнес Е. А. Брюн «Это творчество интересно и само по себе, как проявление естественной стихии жизни, и, что самое ценное, формирует у ребенка и взрослого эмоциональный и творческий диалог, сначала — между собой, а потом со всем окружающим миром». Совместное творчество ценно как общение, ведь ни что не сближает так детей и взрослых, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером. В результате в процессе совместной деятельности ребенок приобретает уверенность в собственных силах и неподдельный интерес к творчеству.

Согласно позиции А. Л. Венгера, в процессе совместной деятельности ребенок проявляет стихийную активность, а взрослый - социализированную или «культурную» активность. И именно эта «культурная» активность «…направлена на передачу ребенку исторически выработанных психологических средств и способов действий, социальных норм, традиций, культуры в целом. Благодаря этому и активность ребенка постепенно «окультуривается», обогащается этими средствами и способами, начинает все более соответствовать требованиям общества». Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации успеха, воспитание у ребенка интереса к «продукту» собственной изобразительной деятельности, желания рассказать о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими ему людьми. А задача взрослых, искренне порадоваться вместе с маленьким гением, ведь любовь близких людей и признание его очень важно для него. Поэтому необходимо делать мини – выставки работ детей, где ребенок может полюбоваться своей работой вместе с взрослыми. Ведь «детская поделка – это частичка души маленького человечка, его видение окружающего мира и пусть маленькое, но уже достижение в жизни и неважно созданная она собственными руками или совместно с близким взрослым человеком»

Занимаясь художественным развитием с детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод, что занятия творческой деятельностью способствуют развитию полноценной творческой личности.

Таким образом, мы можем смело говорить о том, что сенсорное воспитание играет очень важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. Так как, без простейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественного развития. Соответственно, появляется большая вероятность возникновения проблем в развитии ребенка, подготовке его к дальнейшему обучению в школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие — основа художественного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 13:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие — основа художественного развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виноградова (УИ 2629976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД