Светлана Коткова
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – возраст, ведущим видом деятельности которого является игра. Это и дидактические игры и подвижные и сюжетно-ролевые игры и многие другие. Сегодня мы подробнее рассмотрим сюжетно-ролевые игры и их роль в развитии диалогической речи детей ДОУ.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно ролевая игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Практически все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
В ходе сюжетно-ролевой игры между детьми возникают контакты двух типов: деловые (или партнерские, которые определяются необходимостью решения организационных вопросов, и ролевые – т. е. диалоги в соответствии с принятой ролью, составляющие содержание совместной игры.
Диалогическая речь – наиболее ранняя форма речи, (с греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами. Для диалогической речи характерны содержательная и конструктивная связь реплик: вопрос – ответ – добавление (пояснение, уточнение) – согласие (возражение) и т. д.
Любая роль сюжетно-ролевой игры содержит в себе отношения и подразумевает сопряженные позиции: мама-дочка, врач-больной и т. д., т. е. предполагает наличие партнера, а значит, перестраивает все речевое поведение детей. Мотивы общения, в данном случае, становятся необходимой составной частью игрового взаимодействия детей. Организация взаимодействия ставит ребенка перед необходимостью ориентироваться на реплики партнера по игре и беседе, учитывать возможности его понимания, что определяет динамику диалогического общения детей.
При изучении диалогической речи у дошкольников пятилетнего возраста я пришла к выводу, что их диалогическая речь плохо развита. Многие дети не умеют ясно выражать свои мысли, с трудом вступают в контакт с собеседником, не умеют правильно задавать вопросы и отвечать на них развернутым ответом. Поэтому для развития диалогической речи дошкольников я применяла специально подобранные сюжетно-ролевые игры. Именно с их помощью я учила дошкольников правильно отвечать на вопросы, подбирать слова, задавать вопросы, строить предложения, выражающие просьбу, приказ и пр. Благодаря этим сюжетно-ролевым играм дошкольники не только развивали свою диалогическую речь, но и учились общаться со сверстниками и взрослыми, знакомились с общепринятыми нормами, с манерой поведения в общественных местах, учились быть доброжелательными и уважительными к другим людям.
Использование сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя при развитии диалогической речи позволило отметить у дошкольников повышение уровня коммуникативно-речевого развития. Дети научились правильно и полно отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить распространенные простые и сложные предложения.