Светлана Кузнецова
Роль методической службы в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад: «Роль методической службы
в формировании коммуникативной культуры педагога в ДОУ»
Общение выступает необходимым условием жизни людей, без которого невозможна ни личная и общественная жизнь, ни профессиональная деятельность. Общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в этой деятельности.
Личностно-профессиональное коммуникативное развитие — одна из актуальных проблем образования, перспективным путем решения которой является индивидуальный и групповой подход.
Темочки:
При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения теории фиксируется лишь формальная сторона дела : в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
В практической деятельности старшего воспитателя часто встречаются педагоги, которые не умеют общаться с детьми, друг с другом, вокруг себя строят негативную атмосферу из-за низкой коммуникативной культуры. Педагоги часто обращались с различными проблемами в общении ситуативного и прагматического характера, как в общении с коллегами, так и в общении с детьми и их родителями.
Учитывая сложность самого процесса общения, в педагогическом коллективе была проведена диагностика, результаты которой приводятся ниже:
«уровень коммуникабельности»
По результатам проведенной диагностики участники педагогического процесса были распределены на мини группы, для группы молодых педагогов были разработаны семинары-практикумы по формированию коммуникативной культуры. Темы семинаров: Минуты психологического общения, «Умейте властвовать собой», «Психология и психогигиена общения», «Психологическая культура педагога», цикл тренинговых занятий по разработанной программе: «Возьмемся за руки, друзья».
На групповых занятиях вместе с коллегами разработали психологические заповеди педагога :
Откажитесь от стереотипов и принимайте человека таким, какой он есть.
Верьте, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
Учитесь отделять отдельные поступки человека от его целостной личности.
Не оценивайте, не судите, избегайте прямых советов и нравоучений.
Старайтесь понять другого человека, развивайте в себе активное эмпатическое слушание.
Будьте самим собой, не стесняйтесь выражать свои чувства, но делайте это в не оскорбительной для других форме.
Овладевайте знаниями, умениями, которые помогут Вам быть уверенной в своей профессиональной компетентности: «Делай как должно, и пусть будет что будет».
Не допускайте унижения своего личного и профессионального достоинства.
Развивайте в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, не зависимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
Не сжигайте сегодняшнюю энергию, пережевывая прошлую беду или предполагаемую: «День спасения человека - сегодня!».
Рассмотрели составляющие процесса коммуникации :
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем их должно быть не менее двух.
Во-вторых, коммуниканты совершают само действие, которое мы и называем общением, т. е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом.
Соблюдение правил общения – один из важнейших путей психологической помощи и непременное ее условие.
На семинарах выработали самый главный принцип общей психогигиены – «Не навреди!» -он является базисным и в психогигиене общения. Все ее правила, так или иначе, основываются на этом принципе. В мини группах разработали правила психогигиены общения:
Правила психогигиены общения:
1 правило: Подчинить все свое поведение принципу «Не навреди!».
2 правило: Является продолжением первого: всем своим поведением способствовать распространению этого принципа и формированию самоконтроля.
3 правило: Требует способствовать всем своим поведением ликвидаций последствий нарушения этого принципа среди окружающих.
Нравственное воспитание учащихся удобно сочетать с формированием в их сознании этого принципа и условием этих основных правил. Чем раньше они организуют поведение человека, тем выше будет уровень его нравственного сознания и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества. Вербальные средства общения и (объяснить) не вербальные: изобразительные, символические, кинетические средства.
К психогигиене общения относятся следующие формы.
1. Обращение к детям по имени, фамилии называется вместе с именем, имя самое приятное для человека.
2. Обязателен контакт глаз, есть дети, которые не могут смотреть в глаза.
3. Необходимо исключить слова паразиты, которые мешают в общении с детьми (да, значит, итак, ну вот, э, че и т. д.)
4. При общении происходит обмен информации, такой обмен предполагает психологическое воздействие на партнера, обращать внимание на интонацию, подчеркивать в детях все хорошее.
5. В конце занятия можно использовать такие знаки внимания как комплимент, поддержку, похвалу.
Поддержка – является основой формирования уверенности в себе у учащихся. Комплимент – это знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.
Похвала – это сравнение человека с самим собой: «Вчера у тебя не совсем хорошо получалось, а сегодня на много лучше».
На занятиях предлагались задания, которые способствовали формированию коммуникации навыков и творческих способностей:
придумать и рассказать автобиографию
Когда человек устраивается на работу, он, как правило, пишет автобиографию. В автобиографии он сообщает, где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее специальное образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках и кем служил, имеются ли награды. Представьте, что на работу решили устроиться некоторые сказочные персонажи. Попробуйте от их имени написать их автобиографию. Эта автобиография должна принадлежать.
• Бабе-Яге;
• Карлсону;
• Старику Хоттабычу;
• Барону Мюнхгаузену;
• Кащею Бессмертному.