Светлана Чаматова
Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. И ни для кого не секрет, что счастливый ребёнок это в первую очередь здоровый ребёнок, а уже потом умеющий считать, писать, читать и играть на скрипке. За последние 10 лет у детей дошкольного возраста отмечается тенденция снижения функциональных возможностей организма, увеличивается количество часто болеющих воспитанников. По данным РАМН лишь у 10% детей первая группа здоровья, более 70% имеют различные функциональные нарушения, около 20% ряд хронических заболеваний и состоят на медицинском учёте. При этом согласно заключениям экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% от наследственных факторов, на 20% от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни который он ведёт.
Публикация «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка. И именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека, а для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи.
Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка, ведь и родители, и детский сад несут ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения.
Семья для ребёнка источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему все вместе. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни. Знание ребёнком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.
Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельность с детьми, сотрудничая с родителями, педагог обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
В условиях ДОУ было проведено анкетирование «Проблемы современной семьи имеющей детей дошкольного возраста» в котором приняли участие 169 родителей с охватом всех возрастных групп.
В ходе анкетирования выявлены следующие проблемы:
1. Т. к. больший процент родителей имеет только первого ребёнка, то родительский опыт отсутствует, а значит, нет достаточных знаний по вопросам педагогики и детской психологии. Можно сказать и так, что все родители знают как делать детей, но мало кто из них знает, что с ними делать потом.
2. Отчуждённость в детско-родительских отношениях.
Сегодня, несмотря на образование, коммуникабельность, информированность в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, большинство родителей мало времени уделяют общению с ребенком, поскольку заняты в первую очередь проблемами материального обеспечения семьи.
3. Проблемы здоровье сбережения.
Многочисленные стрессообразующие факторы (психическая и физическая нагрузки, неопределенность жизненных ситуаций, неуверенность в завтрашнем дне, от которых зависит состояние здоровья взрослых, оказывают негативное психологическое влияние и на здоровье детей.
Постоянная занятость родителей и их повышенная нервозность, а зачастую и отсутствие педагогической грамотности в области здоровья и физической культуры приводят к психологической депривации ребенка в семье.
Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов, телепередачах) способствует ограничению движений – гиподинамии, которая пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Наиболее часто родители обращаются к педагогам с вопросами, касающимися укрепления здоровья детей средствами физической культуры и формирования у них основ здорового образа жизни. При этом, не задумываясь над тем, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребность в здоровом образе жизни является и то что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей не только педагогов но и родителей.
4. Отсутствие тесного контакта между педагогами и родителями по вопросам воспитания.
Родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его развитием.
5. «Развитие ребёнка любой ценой».
К сожалению, делая акцент на развитии ребёнка с пелёнок многие родители не задумываются о том, что каждый возраст имеет свои возрастные психологические особенности, что есть определённые санитарно-гигиенические нормы которые необходимо соблюдать чтобы развитие ребёнка было гармоничным и что кроме развития интеллекта необходимо позаботиться ещё и о физическом развитии ребёнка.
Таким образом, здоровье ребенка – это основной показатель не только физических и личностных характеристик, но и социального окружения. Именно поэтому, включать семью в образовательный процесс детского сада необходимо. Это поможет родителям осознать свою роль в воспитании ребенка, адекватно оценить его психофизическое развитие. Вовлечение семей в творческую деятельность способствует гармоничным взаимоотношениям взрослых и детей. Дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью в семье, имеют больший потенциал в полноценном развитии личности.
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство.
Результаты анкетного исследования с участием родителей средних и старших групп «О здоровье всерьёз!» позволили разделить родителей на 3 группы:
- социально активные, с высокой степенью готовности к сотрудничеству
- социально нейтральные, с высоким исполнительским уровнем
- социально инертные, не желающие принимать участие в каких-либо мероприятиях
Таким образом, около 45% родителей не достаточно активны при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Учитывая всё вышеизложенное, специалистами МБДОУ № 207 г. Ульяновска была разработана и опробирована Модель физкультурно-оздоровительной системы включающая в себя совместную деятельность педагогов, детей и родителей, а именно:
- ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна
-ежедневное проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
- активный отдых и закаливающие мероприятия
- занятия по физической культуре и эмоционально-стимулирующие упражнения
- совместные мероприятия с родителями
Наряду с традиционными формами участия родителей в образовательном процессе такими как:
- семинары – практикумы и семинары – дискуссии
- день Здоровья и день открытых дверей
- родительские собрания, консультации и беседы
- совместные мероприятия родителей с детьми
нами были предложены и нетрадиционные формы, представленные:
- проектной деятельностью
- совместными с родителями акциями
- создание уголков здоровья
- банком родительских идей
- работой «Маминой школы»
Работа в рамках данной модели осуществляется в несколько этапов.
1 этап Изучение и информирование.
Подразумевает комплексный мониторинг семьи, позволяющий получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, ее ожиданиях по отношению к ДОУ по средствам анкетирования и опроса родителей, проведения консультаций.
2 этап Консультирование, просвещение и обучение.
Работа на данном этапе подразумевает установление более тесного контакта между родителями и педагогами, превращение их в единомышленников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного развития ребенка. В качестве форм взаимодействия мы предлагаем мамам и папам наглядную информацию с целью повышения их компетенции, специальные выпуски газет о здоровье, а также участие в лекториях проводимыми педагогами и специалистами детского сада и сотрудниками детской поликлиники.
3 этап Совместная деятельность родителей, детей и педагогов.
На данном этапе родители и детский сад являются партнерами, обладающие багажом знаний и умений, активно участвующие в совместной деятельности по вопросам ЗОЖ.
Родители участвуют в проектной деятельности, в совместных мероприятиях с детьми, являются активными участниками «Маминой школы» и организованных акций по вопросам здоровьясбережения.
Сотрудничество с родителями в рамках «Маминой школы» позволяет сконцентрировать внимание на более значимых для молодых родителей темах. Так в этом году по запросу родителей были проведены встречи по темам:
«Расти здоровым, малыш!»
«Режим дня ребёнка – основа здоровья»
«Поговорим о правильном питании»
«Скоро лето!»
Существуют разнообразные формы работы с родителями : коллективные индивидуальные, наглядно-информационные. При использовании любой из форм желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но что главное, практические навыки, поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести педагогический опыт.
Промежуточными результатами организованной нами деятельности являются:
- повышение компетенции родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
- снижение уровня заболеваемости
-укрепление взаимоотношений педагог-родитель и детско-родительских отношений
- пополнение предметно-развивающей среды пособиями для игр, пособиями для игр с нестандартным оборудованием, картотек для проведения различных видов гимнастик
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволяет сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, способствует созданию условий для самореализации родительского потенциала.