Наталья Дячкина
Роль коммуникативных игр в формировании взаимопомощи в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Статья воспитателя средней группы № 7 ГБДОУ №1 Адмиралтейского района
Дячкиной Натальи Алексеевны.
Тема : «Нужным быть кому то в трудную минуту, вот что значит настоящий верный друг». «Роль коммуникативных игр в формировании взаимопомощи в детском коллективе».
«Без многого может обходиться человек, но только не без человека» Антуа Людвиг Берне.
«Единственная известная мне роскошь-это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери.
Публикация «Роль коммуникативных игр в формировании взаимопомощи в детском коллективе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникабельность это - от латинского (communicato) –контакт, связь,способность устанавливать контакты,связи, отношения. Коммуникабельность-это умение находить общий язык с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей. Коммуникабельность – это талант понимания окружающих людей, убедительность речи и острота мысли.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Коммуникация (общение) с взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др., так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждения Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
- знание норм и правил при общении.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом
Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.
Что же мешает ребенку общаться с другими детьми?
Прежде чем приступить к решению этого вопроса, необходимо выяснить причины. Для этого мы используем различные диагностические методики, которые проводит педагог–психолог. А наиболее доступным для воспитателей и достоверным диагностическим методом, я считаю наблюдение за тем, как ребенок играет. Свои наблюдения воспитатели фиксируют в «Дневниках наблюдений», обсуждают с педагогом–психологом и совместно планируют этапы работы
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями,художественной литературой и прочее
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Рыбак Е. В. в своей программе «ВМЕСТЕ». (Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е. В. Рыбак. Изд. 2, выделяет следующие виды коммуникативных игр.
Приветствия
Игры-приветствия привлекательны для играющих. Например, в игре «На вокзале» могут принять участие две группы детей (а позднее детей и взрослых) : «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.
«Здравствуйте». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами.
"Музыкальные приветы". Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.
«Настроение». Дети здороваются в различных настроениях.
"Кто поздоровался?" Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.
"Дети и взрослые". Одни дети превращаются во взрослых, другие - остаются детьми. Нужно показать как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым.
"На дорожке приветствий". Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом.
"Придумай приветствие " для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка.
Игры с именами.
Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Играющим предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.
Ритмические игры. Игры со Словом.
Разновидностью коммуникативной игры является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет свои особенности. Преимущественно это игра со Словом. Очень важно научить человека произносить (пропевать, ритмизировать) одно и то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки.
Правила и принципы организации коммуникативных игр.
Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков у самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.
Невозможно просто «прочитать» правила и провести коммуникативную игру : синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт – «из уст – в уста». (Автор программы обучался на семинарах В. А. Жилина – одного из учеников К. Орфа). Вместе с тем, для реализации Программы, мы попытались сделать это.
Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза» : все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга.
Правило 2. Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами, носами…
Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».
Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т. п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня, в момент проведения игр.
Правило 5. Не повторяй! Принцип – «Преодоление». Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!». Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать руководителю и товарищам. Повтор запрещен! В данном случае каждому ребенку и взрослому предоставляется возможность сделать самостоятельный выбор, что может помочь в любой ситуации социального выбора.
Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность». Важнейшей особенностью коммуникативной игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора – величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т. д.).
Правило 7. Создавай ритм. Принцип – «Ритмичность». В речевой ритмической игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!» Ритм – это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой – безграничные возможности для творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т. п., то каждый может создать целый «ритмический проект»
В нашей группе на начало учебного года оказались дети разного возраста от 4 до 5 лет, ранее многие из них не были знакомы ранее. По нашим наблюдениям,детям было довольно сложно налаживать коммуникативные связи между собой. Уровень взаимопомощи и поддержки друг друга был довольно низким. Однако, ежедневно применяемые мной в ходе педагогического процесса,игры на установление коммуникации,на Игры направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения, оказали положительное влияние на установление межличностных связей. Благодаря играм, направленным на закрепление эмоциональных связей и установлению межличностных контактов, играм для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друг,дети нашей группы стали гораздо более дружными и общительными. Значительно возрос уровень взаимопомощи между воспитанниками и улучшился общий эмоциональный настрой детей в целом. В течение года я планирую проведение проекта,направленного на освоение детьми коммуникативных навыков, посредством ежедневного проведения коммуникативных игр и включения данных игр во все режимные моменты.
Литература: Тарантушина Т. А MAДОУД/С №377. статья ns portal https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/15/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnos-0
Г. Г. Осипенко «Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников»
Рыбак Е. В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е. В. Рыбак. Изд. 2 (дополненное и доработанное) - Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012. – 50 с. (С. 19-28)