Лариса Зубарева
Робототехника как формирование инженерных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Во всем мире возрос интерес к робототехнике, а параллельно и к сопутствующим направлениям, в первую очередь - к технологии создания (производства, языкам программирования, математике и физике.
Всемирная тенденция затронула и Россию. Согласно сайту «Занимательная робототехника», появилось огромное количество кружков, секций, студий и школ, ключевым направлением которых является образовательная робототехника. Причем за последние два года произошел резкий скачок по охвату страны образовательными модулями.
Публикация «Робототехника как формирование инженерных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Что же означают термины «робототехника» и «робот»? Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Мехатроника и робототехника» робототехника - это область науки и техники, ориентированная на создание роботов и робототехнических систем на базе меха-тронных модулей (информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих). Роботы и робото-технические системы предназначены не только для выполнения рабочих операций от микро- до макроразмерностей, но и для замены человека на тяжелых, утомительных и опасных работах.
Опыт преподавания показывает, что мотивация - краеугольный камень в вопросах образования. И тут на помощь приходит робототехника. Ее можно и нужно рассматривать как инструмент, с помощью которого ученики могут получать результаты своей учебной деятельности с высокой скоростью, что напрямую влияет на создание позитивного мотивационного фона.
При этом урок информатики и робототехника - самое логичное и нормативно структурированное решение, пример встраивания определенного робототехнического проекта в конкретный урок информатики.
Выполнение робототехнических проектов по учебным темам - оперативный, наглядный и эффективный инструмент достижения системного освоения естественно-научных предметов.
Использование программы «Робототехника» открывает педагогам новые возможности для развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Современные интерактивные и коммуникативные средства эффективно интегрируются в различные образовательные области дошкольного образования и обеспечивают, при правильном использовании, развитие:
- социальных навыков – умение моделировать поведение других детей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях;
- наглядно-образного и абстрактного мышления;
- способности к планированию. Поставив перед собой цель, по созданию новой или усовершенствованию знакомой модели дошкольник учится действовать как по имеющимся инструкциям, так и по схемам разработанным самим;
- способности к оценке. Ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели, ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях;
- мелкой моторики рук.
В старшем дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, поэтому на первом году обучения особое внимание уделяется формированию у дошкольников детского творчества.
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребенка окружающего мира. В процессе обработки ребенок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое. Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка, имеет сложный механизм, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.
Если говорить о «инженерной» составляющей навыков у дошкольников, то они могут выражаться в процессе технического детского творчества, которое можно условно разделить на 4 этапа.
1 этап. Постановка технической задачи.
2 этап. Сбор и изучение нужной информации.
3 этап. Поиск конкретного решения задачи.
4 этап. Материальное осуществление творческого замысла.
В заключение следует отметить, что у нас еще недостаточно разработаны методические рекомендации для педагогов и студентов по обучению робототехнике с использованием имеющихся в продаже обучающих учебных комплектов для различных уровней образования. В настоящее время требуется комплексная работа педагогов-методистов и производителей учебного оборудования по созданию методической системы обучения робототехнике. Такая работа, безусловно, должна иметь поддержку со стороны государства и заинтересованных предприятий.
Список литературы
Абдулгалимов Г. Л. Казагачев В. Н. Гулюта А. А. Всеобщее обучение будущих инженеров робототехнике -вложение в конкурентоспособное будущее нашей страны // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 6. – С. 9-11
Гриценко С. А. Возможности использования элементов технологии образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве современной школы // Вестник амурского государственного университета. серия: гуманитарные науки. – 2018. - № 80. – С. 78-79