МААМ-картинки

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Любовь Пырсикова
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом. Много усилий требуется от малыша, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться самостоятельно.

Публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Сформировать у ребенка умение самостоятельно делать все посильное для него – ведущая задача воспитания на данном возрастном этапе.

Маленький ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству – основа для воспитания трудолюбия как черты характера.

Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в своем игровом уголке, взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком с раннего детства, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Формирование навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте выступает как средство самопознания детей. Активность ребенка в самообслуживании создает положительную эмоциональную установку на еду, предстоящий сон и тем благоприятствует нормальному протеканию этих жизненно важных для него процессов. Самостоятельность детей в одевании, умывании, еде высвобождает значительную часть времени для игр и другой полезной деятельности. Дети, владеющие навыками самообслуживания, легче привыкают к детскому саду.

При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учим детей последовательно и рационально выполнять определенные действия. Объясняем: прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением нужно показывать детям, как собрать гармошкой носки и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её.

Поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития. Требовать от 4-х летнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать это от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой. Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу. Вместе с тем существует и другая опасность – опоздание в формировании того или иного навыка. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора–двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во–первых, уже привык к тому, что его кормят взрослые, и, во–вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить вырастающую потребность в проявлении самостоятельности.

Немаловажное значение в формировании культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеет показ и объяснение взрослых, которые должны быть четкими, наглядными и желательно в замедленном темпе.

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, с помощью которых они с удовольствием осваивают навыки гигиены, уточняют представления о частях своего тела, учатся помогать друг другу. Например, во время одевания можно вспомнить потешку:

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно прочитать потешку:

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «спасибо».

Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Например, в дидактической игре: «Оденем куклу Машу на прогулку» малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании. В игре «Накормим куклу Катю» малыши закрепляют навыки аккуратности, самостоятельности, воспитывается желание помочь друг другу. Игра – самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка–дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно. Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что – то, переодеть кукол и т. п.

Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. При выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются дети с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений. Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Для полноценного развития ребёнка необходимо создавать условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых для него навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Таким образом, развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста – это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»[/b] Воспитатель: Муравьева.

«Я сам!» Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет Консультация для родителей «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ, как средство социализации Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания» Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания Формируя у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания,.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Уважаемые родители! Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические.

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста» Консультация родителям на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста» Основы навыков самообслуживания закладываются.

Презентация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Время проведения: январь Форма проведения: встреча Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2019 в 08:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Пырсикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД