Ем Наталья Николаевна
Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
(Из опыта работы воспитателя МАДОУ № 188 г. Хабаровска
Ем Натальи Николаевны)
Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его
крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Публикация «Формирование навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд№3 Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. ,
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Слайд№4 Следовательно, одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, педагогами, является задача сохранения и укрепления здоровья детей в процессе их воспитания и образования.
Слайд№5 Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Непроизвольно возник вопрос: «Как укрепить и сохранить здоровье доверенных нам детей? Каким образом в современных условиях способствовать формированию физической культуры
ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это лучше начинать?
Особенно актуальным это стало в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т. д.
Изучив нормативные документы, множество современной методической литературы, здоровьесберагающих технологий, опыт работы коллег пришла к выводу, что наиболее близка и приемлема для меня идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Слайд№6. Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Современная валеологиия обоснована русским учёным Брехманом И. И. в 1982 году. Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых
Слайд№7. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов деятельности с детьми мною была проделана следующая работа: наблюдение за поведением и деятельностью детей, беседы с детьми и их родителями, анкетирование родителей. В результате выявлено: небрежное отношение детей к своему здоровью, объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья, но делают это порой безграмотно, без определённой системы.
Слайд№8. С учётом выше изложенного поставила перед собой цель: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению физического и психологического здоровья дошкольника, как важного фактора здоровья человека в целом, которая должна обеспечить реализацию таких Слайд №9 задач, как:
- знакомить детей с понятием здоровый человек;
- способствовать совершенствованию полноценного физического развития ребенка;
- обеспечивать валеологическое просвещение родителей и педагогов как активных участников в оздоровлении детей;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов, пить соки, полезные коктейли; мыть руки перед едой и после посещения туалета; уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- воспитывать желание и потребности детей в использовании полученных знаний в оздоровлении себя и других людей.
Слайд№10 Значительное место мною отведено обеспечению эмоционально- психологического благополучия детей во время пребывания в детском саду: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика под музыку, прием еды под музыку, во время дневного сна используется музыкатерапия, элементы аутотренинга.
При длительных плохих погодных условиях организовываю выход за пределы своей группы - «ходим в гости» (в другую группу, в спортивный или музыкальный зал, зимний сад, кабинеты кружковой деятельности). Во время «каникул» (декабрь-январь) снимаем накопившееся напряжение с помощью «Недели радости, сказок, игр и чудесных превращений», «Весёлых стартов» и др., в процессе которых проходит обучение детей пониманию своего эмоционального состояния.
В своей деятельности с детьми практикую проведение образовательной деятельности совместно с родителями, что дает возможность выявить проблемы в общении Родитель – Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии и др.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
В работе с детьми широко использую наглядную агитацию – подборка плакатов, муляжей, детской энциклопедической литературы, видеотеки, уголок психологической разгрузки, дидактические игры, конструкторы и др.
В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся минутки здоровья на занятиях, стали традиционными Дни, или даже Недели здоровья, которые заканчиваются совместными с родителями развлечениями
«Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе с папой», «Весёлые старты», «В стране Неболеек» и др.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, деятельность после дневного сна.
Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Быть здоровыми!» (гимнастика, познавательная часть, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, непосредственно-образовательная деятельность по физическому и художественно-эстетическому развитию, логопедические занятия.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
Слайд№11 В группе совместно с коллегой и родителями созданы мини- стадион, оснащенные атрибутами и нестандартным оборудованием, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, муляжами, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологическую развивающую среду создаем с целью обучения детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее элементы в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребенком в валеологической среде группы определяю как педагогическую поддержку: поддерживая ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Стараюсь не забывать, что процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности.
Всю работу стараюсь проводить в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестрой, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, тренером по плаванию, руководителями студий: хореографической, театральной, изобразительной).
Обращаю особое внимание на то, что обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется и через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Так, шаг за шагом, ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение непосредственной образовательной деятельности по познанию: знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения в разных ситуациях.
Всегда помню, что для формирования у детей валеологической культуры одних знаний недостаточно, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности.
Слайд№12 Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей, круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор, руководителей студий).
Слайд№13 Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников:
- сформировалось представление о понятии «здоровый человек»: не болеет, занимается спортом, всегда с хорошим настроением и др. ; повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма;
- появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни;
- родители и педагоги стали проявлять больше внимания в вопросах оздоровления детей;
- снизился уровень заболевания на 3,5 %.
Таким образом, воспитание ЗОЖ у дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий:
- компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников и ЗОЖ в целом;
- валеологическая культура родителей;
- интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
- создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
- учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.