Каньшина Олеся Викторовна
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомиться с методами и приемами развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомиться с литературой.
2. Апробировать методы на практике.
3. Разработать рекомендации для родителей детей младшего возраста.
4. Познакомиться с опытом работы воспитателей групп младшего возраста, других детских садов по данной теме.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
5. Совершенствовать умения у детей правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.
Предполагаемый результат: Использование индивидуальных и групповых методов воспитания культурно-гигиенических навыков и применение в работе с детьми группы младшего возраста. Дети самостоятельно и с удовольствием выполняют культурно-гигиенические навыки.
Действие и мероприятия, в процессе работы над темой: изучение литературы, подбор игровых ситуации с детьми по закреплению знаний о культурно – гигиенических навыках, подбор детской художественной литературы в рамках данной темы, подбор дидактических игр и т. д. Просветительская работа с родителями в рамках данной темы: консультации, памятки, индивидуальные беседы.
Проблема: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.
Актуальность заявленной темы объясняется тем, что культурно-гигиенические навыки являются основой санитарной культуры, необходимым условием формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиенические навыки нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, формируется потребность в чистоте и опрятности.
Также складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мере овладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения. Таким образом, освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей младшего возраста.
План самообразования воспитателя на 2019-2020 учебный год.
Раздел
плана Сроки Форма
работы Практический
выход
Работа с детьми сентябрь Подбор дидактических игр, подбор стихов в соответствии с возрастом
октябрь Игровая ситуация «Куклы у нас в гостях»
Д/и «Подберем куклам одежду»
Аппликация «Делаем наряды для кукол» Выставка работ детского творчества: «Наряды наших кукол»
ноябрь Беседа «Водичка-водичка умой моё личико!»
Разучивание потешки: «Водичка-водичка»
Игра «Как кто умывается» Изготовление алгоритма умывания, изготовление игрового персонажа в умывальную комнату.
декабрь Чтение стихотворения С. Капутикян
«Маша обедает»
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду»
Д/и «Накрываем на стол»
Беседа «Правила поведения за столом» Изготовление алгоритма сервировки стола, изготовление правил культурного поведения за столом
январь Игровая ситуация «Принимайся за обед»
С/р игра «Мы встречаем гостей»
Хороводная игра «Каравай» Конспект с/р игры «Мы встречаем гостей»
февраль Беседа «Помоги одеться другу»
Игровая ситуация «Что забыла надеть Маша?»
Игры шнуровки «Завяжи ботинок», «Застегни пуговицы» Изготовление алгоритма одевания
Изготовление альбома «мы умеем одеваться», «Одеваемся по сезону»
март Чтение сказки А. Барто «Девочка чумазая»
Беседа «Личная гигиена дома и в детском саду»
Рисование «Какие мы чистюли» Конспект беседы с детьми «Личная гигиена дома и в детском саду»
Выставка работ совместного творчества «Какие мы чистюли»
апрель Совместный кукольный театр «Федорино горе»
Беседа «Чистота и здоровье»
Игра «Кто правильно держит ложку» Изготовление атрибутов для кукольного театра
май Создание фотоколлажа «Мы культурные ребятки» Фотоколлаж «Мы культурные ребятки»
Работа с родителями В течение года Консультации: «Как приучить ребенка мыть руки», «Как научить ребенка правильно одеваться», «Формируем культурно-гигиенические навыки дошкольников вместе»
Памятка «Как нельзя объяснять ребенку необходимость гигиенических процедур» Подбор и составление консультаций и памяток
Совместный праздник «Уроки Мойдодыра» Сценарий совместного праздника с родителями
Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребенок»
Самореализация
Показ открытых мероприятий, презентация демонстрационных пособий Отчет о проделанной работе на педагогическом совете ДОУ
Изучение литературы 1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят : популярная литература –М., 2015
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие –М., 2014
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [ :пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры –М : «Просвещение», 2014
4. Расту культурным - Москва 2016
5. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет : методическое пособие– М. : ТЦ «Сфера», 2014.
6. Интернет сайт «maam.ru», «nsportal»