татьяна волобуева
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку творческих, думающих и трудолюбивых кадров. В последнее время серьёзное внимание уделяется проблеме формирования трудовых навыков у детей как одному из средств не только их социализации, но и приобщения их к человеческой культуре.
Публикация «Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
Несмотря на то, что в труде человек формируется физически и нравственно, продолжительное время уважительное отношение к этому виду человеческой деятельности размывалось и даже утрачивалось. Однако, учитывая, чтотруд имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, образовательные учреждения различных уровней считают развитие трудовых навыков у подрастающего поколения достаточно современной и актуальной проблемой.
Специалисты обращают внимание на тот факт, что трудовое воспитание ребенка необходимо начинать в период, когда он впервые самостоятельно начинает проявлять свои личностные качества. Педагогическая практика показывает, что привлечение ребенка дошкольного возраста к труду является одним из узловых условий всестороннего развития у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, исполнительность, бережливость и другие. Данные качества, по мнению Л. В. Руссковой,необходимо воспитывать у ребенка с дошкольного детства.
Сейчас, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских учреждениях успешно реализуются программы по пяти образовательным областям, где социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие детей является основополагающим. Реализация данных программ
невозможна без социального познания ребёнком окружающего мира, самого социума и определения в них своего собственного места.
Исследуемая нами проблема серьёзно разрабатывается философами, психологами и педагогами. Начиная с трудов классиков (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др., теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации дано в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и других. Немаловажное значение для нашей работы имеют исследования о развитии трудовых навыков у детей в процессе познания окружающего мира учёных В. И. Глотова, Л. В. Загик,С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Т. А. Марковой, Я. З. Неверович, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева и других.
В процессе ознакомления с окружающим миром и трудом взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Как показывает практика, овладение навыками трудовой деятельности является одним из основных условий воспитания у детей желания и умения работать. Как бы ребенок не был заинтересован целью труда - не обладая трудовыми навыками, он никогда не достигнет желаемого результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, включаться в работу по собственному желанию, успешно её завершать, правильно определять свою позицию в окружающем мире.
Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования трудовых навыков у дошкольников через познание окружающего мира.
Вышеизложенное обусловило цель нашей работы, которая заключается в разрешении проблемы: каковы приёмы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с
окружающим миром?
Задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования трудовых навыков у детей через познание окружающего мира в психолого-педагогической литературе.
2. Описать приёмы работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. На основе анализа уровня развития и содержания трудовых навыков смоделировать рекомендации по их формированию у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если будут созданы педагогические условия для ознакомления их с окружающей средой на основе применения разнообразных приёмов и методов.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение педагогического процесса в старших группах дошкольного учреждения; диагностика; педагогическое моделирование рекомендаций по проблеме исследования.
Методологической базой исследования являются общефилософские принципы системности, всесторонности и объективности. За основу взяты идеи теории деятельности, положения о социальной и творческой сущности личности, о взаимодействии личности и окружающего мира; теория формирования личности в процессе познания окружающего мира.
Существенными положениями в работе являются выводы о воспитательном значении труда в природе как средстве социального, физического и нравственного развития личности ребёнка Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и других.