Надежда Ковешникова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Академик Н. Н. Поддьяков.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Дети – прирожденные исследователи. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – так писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать.
«Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию.» - так считал Натан Семёнович Лейтес, специалист в области возрастной психологии. В соответствии с введением ФГОС дошкольного образова-ния и с требованиями к результатам освоения основой образовательной програм-мы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность.
Дети по сути своей исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятель-ность, а наоборот, активно помогать.
Основной целью своего исследования считаю: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности. Основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях является Н. Н. Поддьяков. По мнению Николая Николаевича «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.». Н. Н. Поддьяков выделяет у дошкольников два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности.
«Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.»
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности, в которых знания приобретаются. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интересов и впечатлений ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практи- ческую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделиро-вать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Дети любят экспериментировать. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду, заключается в том, что в процессе эксперимента : - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, а так - же развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы.
Исследовательская деятельность, по мнению Александра Ильича Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Мы знаем, что познавательно-исследовательская деятельность – это сознательная деятельность, направленная на изучение окружающей среды с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Дети стремятся к экспериментам, желают самостоятельно находить решения в различных ситуациях. Ребёнок настроен на познание окружающего мира.
В нашей группе воспитатели стараются чаще проводить занятия, в которых включают экспериментирование. Для этого необходимо подготовить и место для экспериментов, и оборудование, и материалы. В первую очередь – это должно быть безопасно для детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям:
1) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
2) безотказность действия приборов.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, (ИЗО – смешивают краски, греют пластилин для лепки, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню». Мы абсолютно согласны с этой мудростью. Последнее экспериментирование с водой ещё раз подтвердило, что именно исследовательский метод (опыт) может помочь детям решать сложные задачи.
1. Правильно ставить вопрос;
2. Уметь доказывать;
3. Делать выводы;
4. Высказывать свою точку зрения;
5. Обобщать.
Опыт 1. Вода – это жидкость. Вначале воспитатель обращает внимание детей на песок, который сыплется, на камушки, которые падают и перекатывается, а затем даёт возможность детям понаблюдать, что происходит с водой и самостоятельно сделать вывод. Вода льётся потому, что это жидкость. Дети самостоятельно пробуют пересыпать, перекатывать, переливать. Ищут отличия.
Опыт 2. Вода не имеет формы. Воспитатель предлагает детям ёмкости различные по величине и форме. Затем педагог предлагает налить немного воды, и обратить внимание какую форму приняла вода. Она меняется от формы предмета.
Опыт 3. Вода может быть не только жидкой. Дети наблюдают, как воспитатель наливает кипяток в стеклянную чашу и накрывает крышкой. Следят за испарением. И вспоминают как в природе происходит процесс испарения. Педагог предлагает детям для обзора кусочки льда. Дети делают вывод, что если вода замёрзнет, то она будет твёрдой.
Опыт 4. Чистая вода не имеет запаха. Воспитатель даёт возможность сравнить запах фруктов, овощей с водой. И опять дети самостоятельно делают вывод. Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.
Опыт 5. Вода не имеет вкуса. Воспитатель предлагает детям попробовать воду и определить вкус. Детям даётся возможность пофантазировать. А что будет если добавить сахар. Затем дети предлагают свои варианты вкусовых добавок и опять делают вывод.
Опыт 6. Чистая вода прозрачная. Детям предлагают для сравнения ёмкости (прозрачные) с молоком и чистой водой, в которых опущена ложка. Вывод дети делают незамедлительно. Но воспитатель предлагает детям подумать можно ли воду окрасить и чем. Дети называют разные варианты (краска, сок, чай, какао).
Опыт 6. Вода может менять цвет. Проводится опыт детьми самостоятельно. После чего следует вывод.
Формы работы этой экспериментальной деятельности реализуется в таких педагогических процессах:
• Специально организованное занятие по познавательной деятельности с включёнными опытами по заданной теме;
• Совместная деятельность педагога с детьми;
• Свободная самостоятельная деятельность детей.
Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы, ребенок учится понимать потребности людей, растений и животных, а так же сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, ребёнок начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментальная деятельность даёт детям возможность проявление самостоятельности, ответственности, позволяет осуществлять коллективную познавательную деятельность.
Александр Ильич Савенков писал «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». Следовательно, нам необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Так как дети смогут не только задавать вопросы, но и давать ответ, основанный на личном опыте.
Считаю, что необходимо отметить достоинства метода экспериментирования :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации.
• Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо дать отчёт об увиденном и услышанном, высказать своё мнение, сделать вывод.
• Происходит накопление различных умственных умений.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».