Светлана Спиридонова
Презентация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Милова Светлана Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад №205». Позвольте поделиться с вами своим опытом работы и представить презентацию по теме «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования».
Слайд 2. Подготовка ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Публикация «Презентация для воспитателей „Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Слайд 3. Изучив разные определения понятия экспериментирование, я пришла к выводу, что экспериментирование как форма самостоятельной поисковой деятельности детей, не только дает знания детям об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает познавательно-исследовательские умения.
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Слайд 4. Целью моей работы является развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования.
Для достижения данной цели, мной были поставлены следующие задачи, которые вы видите на слайде.
Слайд 5. В нашей группе имеется уголок природы, который совмещен с уголком экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вместе с детьми и родителями мы собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, песок, глина, камни и т. д., а также была разработана тематика мероприятий по экспериментальной деятельности и картотека экспериментов.
Слайд 6. Работа была организована по трем взаимосвязанным направлениям, таким как: Живая природа, Неживая природа, Человек.
Слайд 7. На данном слайде показаны наблюдения за объектами живой природы. Каждый год мы с ребятами проводим опыты с луком, тем самым расширяем представления о луке, его свойствах, сравниваем, где лук быстрее прорастет – в земле или в воде.
Также мы с ребятами наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы. На слайде видно, как ребята через лупу рассматривают листья фиалки и фикуса Бенджамина, выявляют различия. В результате наблюдений за растениями, совершенствуются представления детей о данных растениях, закрепляются знания по уходу за данными растениями, формируется экологическая грамотность детей.
Слайд 8. Результаты своих наблюдений мы с ребятами фиксируем в дневнике наблюдений, который вы видите на слайде. Здесь представлена схема роста лука.
Мы с ребятами во время прогулок любим наблюдать за погодой. Результаты оформляем в дневник наблюдений за погодой с помощью условных обозначений (ясная погода - солнце, дождливая – тучка и дождь, снежная – облако и снежинки, пасмурная – облако).
Слайд 9. На следующем слайде мы видим, как ребята изучают с помощью микроскопа клетки кожицы лука, чешуйчатый покров бабочки, кору дерева и хлопок. Увиденное оформляют в виде лабораторной работы, делают зарисовки.
Слайд 10. Для детей немалый интерес представляет работа с объектами неживой природы. В младшей и средней возрастных группах мы с ребятами проводили эксперименты с водой и воздухом. Занятия по экспериментированию с водой развивают у детей знания о свойствах воды (вода прозрачная, без вкуса и запаха, но может менять цвет, вкус и запах в зависимости от того, что в ней растворить, а также ее агрегатных состояниях (жидкая, твердая, газообразная).
Слайд 11. Ребятам также очень интересно изучать свойства воздуха. На данном слайде мы с вами видим, как ребята, с помощью воды, трубочек, воздушных шариков и бумажных корабликов, выясняют, что воздух невидимый, не имеет запаха, находится везде, легкий – не тонет, его можно запереть.
В старшей и подготовительной группах мы с ребятами занимаемся уже более сложными экспериментами, изучаем свойства разных предметов и материалов (бумага, дерево, металл, пластмасса, резина, магнит, изучаем микромир.
Слайд 12. На данном слайде показан опыт «Тонет – плавает», в котором мы с ребятами проверили плотность некоторых материалов (дерево, металл, пластмасса) и выяснили, что самым плотным тяжелым является металл (он утонул, а наиболее легкие материалы остались плавать на поверхности воды (пластмасса, дерево).
Слайд 13-14. В работе по направлению «человек», мы с ребятами также провели ряд интересных экспериментов, в ходе которых мы изучали органы чувств человека. Мы проверили, как работает осязание, сравнивали температуру воды в нескольких ёмкостях. В результате, ребята поняли, что ощущение тепла и холода возможно благодаря чувствительности кожи. Также проводили опыты на обоняние и вкус, ребята упражнялись в различении различных предметов и материалов по запаху, доказывали необходимость вдоха для определения запаха, определяли пищу не глядя на вкус. Данные эксперименты сопровождались небольшим рассказом воспитателя о строении органов чувств.
Слайд 15. С экспериментами мы сталкиваемся во многих сферах деятельности. Так, например, во время педагогического совета, я представляла тему своей работы среди воспитателей нашего детского сада, каждый мог поэкспериментировать в нашей сказочной лаборатории.
А также во время новогоднего утренника был проведен эксперимент с водой, в котором вода в волшебных банках окрасилась в разные цвета.
Слайд 16. В результате такой системной работы дети научились:
- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
- Высказывать предположения об ожидаемом результате, делать выводы.
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
- Повысился познавательный интерес.
На данный момент дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.