Гузяль Мунировна Назырова
Мастер-класс «Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Вооружить воспитателей практическими навыками организации мате-матического уголка для детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие математических способностей в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет.
Публикация «Мастер-класс „Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги!
Развитие элементарных математических представлений - это исключи-тельно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изуче-ние способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их дея-тельности является игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное свет-лое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышле-ние, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодо-лении трудностей.
Предлагаю познакомиться с простым тестом, который поможет педагогу определить предпочтение ребенка в выборе деятельно-сти. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлеж-ность к определенной сфере :
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Книга – здесь можно послушатть сказки.
5. Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учитться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и ска-зочный домики.
Наша задача как педагогов сделать занятия в математическом уголке интересным и увлекательным для ребенка.
Для этого в первую очередь необходимо создать соответственную развивающую среду, т. е. оформить математический уголок. При оформлении уголка необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Уголок занимательной математики - это специально отведенное, те-матически оснащенное играми,пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно ис-пользуя обычные предметы детской мебели : стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
2. Безопасность и охрана здоровья детей.
- Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
- Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квад-ратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
- Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
- Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
3. Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста.
4. Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления : о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
5. Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
- Дети должны иметь возможность не только увидеть количество предметов на картинке, соотнести его с определённым числом, но и самостоятельно составлять множества из мелких игрушек, природного материала (каштанов, камушков, шишек, разделять их на меньшие, объединять в одно.
- Проведя свой маленький эксперимент, юный исследователь убедится в правоте слов воспитателя и будет гораздо больше доверять ему, а также получит массу тактильных и сенсорных ощущений, способствующих развитию интеллекта.
- Создание условий для творческого самовыражения детей. Уголок матема-тики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими иг-рами математического содержания
Задачи уголков занимательной математики :
- Целенаправленно формировать у детей интереса к элементарной математи-ческой деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необхо-димых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправ-ленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
- Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллекту-ального усилия играми.
- Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Примерный перечень оборудования для математического уголка :
Старшая группа
1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10.
2. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, пря-мого и обратного счета.
3. Игрушки разной величины от 1 до 5. шт.
4. Геометрические фигуры средней группы и призма, конус.
5. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).
6. Картинки с изображением времен года (явления природы).
7. Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.
8. Счетные палочки.
9. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
10. Календарь с днями недели со II-го полугодия.
11. Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.
12. Дидактические игры соответственно возрасту.
Подготовительная к школе группа
1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10,
20.
2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.
3. Знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше2.
4. Таблицы с задачами.
5. Геометрические фигуры старшей группы и многоугольники.
6. Таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел.
7. Календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года).
8. Макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках.
9. Весы, гирьки.
10. Емкости для измерения жидких и сыпучих тел.
11. Линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты.
12. Листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры.
13. Логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды.
14. Дидактические игры соответственно возрасту.
Оформляя уголок в нашей группе, большое внимание уделили художественному оформлению оборудования.
А сейчас предлагаю познакомиться с математическими играми нашего уголка, изготовленными своими руками.
Рефлексия. Получили ли Вы, уважаемые коллеги, практический опыт организации деятельности в математическом уголке? Увидели ли вы материал, который возьмете себе в работу? Если Ваш ответ «да», то, пожалуйста, прикрепите к математическому домику красный кружок, если ваш ответ «частично» - зеленый кружок, если «нет» – черный кружок
Спасибо за внимание!