Татьяна Васильевна Сафронова
Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса
▼ Скачать + Заказать документы
Кадетское образование в г. Москве начало развиваться с 1992 года. В настоящее время в каждом административном округе есть кадетское общеобразовательное учреждение интернатного типа (далее – кадетский корпус, а то и несколько.
В кадетские корпуса принимают мальчиков и девочек, окончивших начальную школу. Дети, поступившие в образовательное учреждение, которое живет по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.
Публикация «Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Учеба в кадетском корпусе – это новый этап в жизни 10-летних детей, которые оказываются в новых, непривычных социальных условиях : обучение в закрытом образовательном учреждении – интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.
Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Однако кадетский корпус значительно отличается от средней общеобразовательной школы.
На первом году обучения у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет :
- жесткая регламентация распорядка дня;
- преобладание групповых видов деятельности;
- подчинение и субординация;
- совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
Перед 10-летними детьми кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.
4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Ребенок, перешедший из начальной школы в кадетский корпус (интернатного типа, сталкивается с новыми требованиями средней школы.
Начало обучения в кадетской школе-интернате – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка и родителей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь подростка: перестраивается режим, к которому привык подросток, новые условия обучения и проживания, а главное, что она подчиняется учебе, кадетским делам и заботам. Это очень напряженный период, так кадетский корпус с первых же дней ставит перед воспитанниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все подростки и родители (законные представители) наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в кадетском корпусе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У подростков в первые дни обучения и проживания в корпусе снижается сопротивляемость организма, может нарушаться сон, аппетит, повышаться температура.
И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразуют, переосмыслят для себя действительность, переживут для себя свои личностные конфликты, будут готовы к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Адаптация кадет - это сложный процесс взаимодействия кадета и окружения. Адаптивность в корпусе у подростков носит индивидуальный характер и зависит от социального опыта подростка, возможностей его организма и психики. Формируется за счет волевой сферы и особенностей характера подростка. Адаптивность – это характеристика активности подростка, отражающая соответствие или несоответствие ее целей и достигаемых ее целей и достигаемых результатов. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность – в рассогласовании целей и результатов.
К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.
Средством стимулирования социально-психологической адаптации служит система единых требований сотрудников корпуса, выработанных на протяжении всей истории кадетского образования в России. Если родители (законные представители) тоже соблюдают эти требования к своим детям во время нахождения детей дома, то социально-психологическая адаптация проходит у воспитанника быстрее.
Для предотвращения всех побочных эффектов адаптации была разработана данная программа. Программа «Школа будущего моряка» предназначена для создания психологических условий для успешной адаптации подростков к условиям обучения и проживания кадетском корпусе, сохранения психологического здоровья подростков, разработки способов адаптации для применения всем участников образовательного процесса.
На основании этого была организованна работа по составлению и реализации программы, цель которой – вооружение будущих воспитанников приемам борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справиться со страхами, преодолевать неудачи.
Список литературы
1. Галеева Н. И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова [Электронный ресурс]. – URL : www.moskadet.ru. 2. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. – СПб. : Речь, 2007. – 119 с. 3. Письмо Минобразования РФ от 21.05.2004 №14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».
4. Сомова Н. Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. – СПб. : КАРО, 2002. – 368 c.
5. Сафронова Т. В. «Школа будущего моряка». Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате «Навигацкая школа» (10-дневный курс) [Электронный ресурс]. – URL : festival.1september.ru›articles/613192/