Алиса Девятко
Психологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Ваши дети из раннего детства перешли в дошкольное. За прошлый учебный год они подросли, повзрослели, поумнели. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего малыша ребенок превращается в относительную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Публикация «Психологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)» размещена в разделах
Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
Начиная с 3 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Общение со сверстником имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым.
1-я отличительная черта – большое разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Если взрослые до конца дошкольного возраста остаются в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстникам ребенок решает совсем другие коммуникативные задачи: управляет действиями партнера, контролирует их выполнение, оценивает поведение, навязывает собственный образец, постоянно сравнивает с собой.
2-я отличительная черта – чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения. Дети втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
3-я отличительная черта – нестандартность и нерегламентированность средств общения. В общении со взрослым ребенок придерживается определенных форм поведения, то в отношениях м/у собой ведут себя раскованно, ненормированно, принимают причудливые формы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы. Это позволяет ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.
4-я отличительная черта – преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых («Я буду водителем, как папа!»).
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться своими успехами, умеет критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: ребенок может более четко представить ожидаемый результат («Буду рисовать зайчика», сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно - образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто» (например, палочка может быть и градусником, и ложкой, и телефоном и т. п. или же, сидя на коврике, ребенок «как будто» едет в машине, плывет на корабле, и т. п.).
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослых. Большое значение в развитии воображения играет личный опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено. Поэтому, при заучивании стихов, чтении сказок необходимо помочь ребенку сформировать нужный образ (через прямой показ взрослым нужного движения, например, «идет бычок, качается…» (Что такое «качается?» и как это выглядит со стороны) : выражение лица (мимика, громкость голоса (интонация) и т. д. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Поэтому, на проведение одной игры, чтение, продуктивную деятельность у вас уйдет не более 10-15 минут.
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начинает радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»). На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям (в частности, детям группы, воспитателям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.