Приложение МААМ

Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя»

Ольга Теплых
Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя»
▼ Скачать + Заказать документы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА

В СИТУАЦИИ «ОСТРОГО ГОРЯ»

Теплых Ольга Михайловна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 25» структурное подразделение «Золотой ключик».

Переживание горя, может быть, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошённому утратой, удаётся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Всё это насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что каждому психологу, работающему с личным составом, рано или поздно приходится по профессиональному или по человеческому долгу утешать и поддерживать горюющего сотрудника и членов его семьи.

Публикация «Психологическое сопровождение сотрудника в „ситуации острого горя“» размещена в разделах

В отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию горя и психологической помощи таким людям. Что касается западных исследований, то в сотне трудов описываются мельчайшие подробности этого явления.

В своём практическом опыте я представляю систему работы психолога с сотрудником, находящимся в ситуации «острого горя». Хотя реакции людей на потерю близкого человека индивидуальны и каждый переживает своё горе по-своему, методы и приёмы, использованные в данной системе, можно использовать не в полном объёме, учитывая индивидуальные особенности сотрудника и ситуацию.

Нередко, если умирает человек, игравший ключевую роль в семье, его смерть ведёт к резким изменениям в семейных отношениях. Поэтому, важно оказать психологическую помощь не только сотруднику, но и членам его семьи.

Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь сотруднику пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний.

Система работы психолога по психологическому сопровождению сотрудника, находящегося в ситуации «острого горя»

Взаимодействие психолога с руководством учреждения. При выявлении факта смерти или

гибели члена семьи сотрудника, руководитель созванивается по

телефону и сообщает данную информацию психологу. Также

информация может поступить от самого сотрудника или членов его

семьи.

Посещение сотрудника на дому психологом, совместно с членами

руководства учреждения. В данной ситуации важно искреннее выражение

сочувствия сотруднику в связи с потерей родного человека.

Желательно, прикоснуться к сотруднику : приобнять, взять его руку в

свою, сказать сердечные слова. Данный метод позволяет на месте

оценить психологическое и физическое состояние сотрудника и членов

его семьи, оказать психологическую поддержку, медикаментозное

лечение, выявить проблемы, в которых учреждение могло бы оказать

практическую помощь.

Консультирование членов семьи с целью оказания самопомощи.

Помощь человеку, понёсшему утрату, в большинстве случаев не

предполагает профессионального вмешательства. Достаточно

информировать близких, как вести себя с ним, каких ошибок не

совершать. Зачастую помочь мешают всякие предрассудки и

заблуждения, например, бытует мнение, что не следует с горюющим

говорить об умершем: «бередить душу». На самом деле, это делать

необходимо, но говорить могут друзья, близкие люди, в

соответствующей обстановке, а не дальние знакомые, случайно

встретившиеся на улице. Родные и близкие, также поглощённые горем, часто не могут выполнять этой функции, поскольку сами переживают кризисное состояние. Если же в окружении человека отсутствуют люди, с которыми он может разделить своё горе, необходима помощь психолога. В результате предотвращается опасность развития посттравматического стрессового расстройства.

Предоставление сотруднику кратковременного отпуска по семейным обстоятельствам. Согласно Коллективного договора, в таких случаях всегда дополнительный отпуск предоставляется на три дня.

Индивидуальная психокоррекционная работа с сотрудником и членами его семьи. Во время дополнительного отпуска связь с сотрудником поддерживается по телефону. Постепенно сотрудник подводится к тому, что важно для его состояния пройти курс занятий на восстановление душевного равновесия после травмирующего события. Если сотрудник соглашается, то назначается встреча.

Оформление кабинета психологической помощи как важный этап

плодотворного консультирования. Создание комфортной и безопасной

обстановки в кабинете психологической помощи : тишина, чистота, тепло,

уют, отсутствие отвлекающих предметов, наличие необходимого

оборудования: музыкальный центр, записи со спокойной музыкой,

одноразовые платочки, графин с водой, поднос для релаксации «Модель

дна моря» и др.

Индивидуальное консультирование. Следует побуждать сотрудника к

обсуждению его переживаний. Позвольте ему просто говорить об

утраченном объекте своей любви, вспоминать положительные

эмоциональные эпизоды и события прошлого. Не следует останавливать

сотрудника, когда он начинает плакать. Слёзы, как известно, содержат

анестезирующие вещества. Так что рыдания - это скорее всего, физиологическая реакция организма, смягчающая душевную боль. Предложите человеку стакан воды, одноразовые платочки или салфетки (они должны обязательно быть в кабинете). Если перенесший потерю человек как бы замирает, ничего не говоря, глядя в пространство, не стоит пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполнить тишину словами. Необходимо быть готовым продолжить разговор, когда он возвратится к реальности. Главное - создать вокруг него атмосферу присутствия и понимания. В конце беседы обязательно попросить сотрудника построить перспективы на будущее. Изучить то, как он будет строить свою жизнь без умершего близкого человека.

Изучение физического и психологического состояния. С помощью

аудиовизуальной диагностики, МЦВ и других методик изучить

актуальное состояние сотрудника. Если выявлены некоторые проблемы,

то нужно пригласить сотрудника на второе занятие по обучению

мышечной релаксации.

Использование экспресс-релаксации по Дж. Эверли в модификации

С. А. Игумнова и И. М. Желдака. Обучение мышечной релаксации

проводится в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее

удобных положений - сидя в мягком кресле с подголовником и

подлокотниками, на которые можно положить расслабленные руки.

Данный метод помогает сотруднику успокоиться, эффективно снять

физическое и психическое напряжение, быстро отдохнуть.

Использование видео-презентаций: «Интервью с богом», «Жизнь

сегодня», «Всё во льду» и др. Данный приём позволяет сотруднику

оценить произошедшее, найти внутренние ресурсы для восстановления

душевного равновесия.

Психологическое сопровождение членов семьи. В отношении

взрослых можно применять вышеперечисленные методы и приёмы.

Особого подхода требуют дети. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребёнку в этой ситуации. Работа психолога в данной ситуации требует большого такта, осторожности, учёта возраста ребёнка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. В сложных случаях содействие родителей и психолога является обязательным. В это трудное время ребёнку, прежде всего, требуются поддержка, демонстрация любви и заботы.

Поддержка сотрудника в рабочей обстановке. В первое время после травмирующего события, руководство учреждения, сотрудники, которые находятся рядом, фельдшер и конечно, психолог, должны все вместе создать безопасную, комфортную обстановку, которая выражается в сочувствии, поддержке и внимании. Важно сообща помочь человеку заново включиться в жизнь, иметь планы на будущее.

Таким образом, помощь психолога, прежде всего, необходима человеку, горе которого приобрело патологический характер. В этом случае применяется весь комплекс методов и приёмов, пригодный для кризисной помощи. Количество сессий консультирования зависит от восприятия сотрудником ситуации «острого горя», его индивидуально-личностных особенностей и насколько был умерший родной человек ему близок. Парадокс состоит в том, что в период психологического сопровождения сотрудника, психолог помогает в переживании боли, сам при этом может испытывать проблемы в собственном психологическом состоянии. Поэтому важно иметь возможность восстановления собственного психоэмоционального состояния.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Психологическое сопровождение развивающего компонента ФГОС как одно из условий обеспечения качества дошкольного образования Современное дошкольное образование важнейшей своей задачей считает полноценное развитие ребенка. Решение данной задачи требует поиска наиболее.

Консультация для родителей «Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка» Среди важных проблем для большинства семей и педагогов остается каждодневное поведение дошкольников. Согласитесь: очень спокойные и тихие.

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному.

Психологическое развлечение «Праздник имени» Психологическое развлечение для подготовительной к школе группы "Праздник имени" Материалы и оборудование: бейджики для команд, фишки,.

Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса .

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до.Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему; Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей. Задачи: -обогащение.

Рецепт острого перчика на зимуРецепт острого перчика на зиму Добрый день (или вечер, или утро, дорогие коллеги! Очень люблю знакомиться с вашими рецептами, порой что-то готовлю или беру в закладки.

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Сценарий образовательной ситуации в средней группе. Тип образовательной ситуации-конструирование из природного материала Тема: Петушок,.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя»
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 17:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Теплых (УИ 826498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД