Екатерина Рыбакова
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
С самого рождения дети находятся в окружении игрушек. Их покупают не только на праздники, но и просто так, для отвлечения или по желанию ребенка. С каждым годом мир игрушек становится все более разнообразным, но и в тоже время более опасным. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтобы приносить им радость.
Публикация «Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Современные производители игрушек часто не заботятся о том, какое влияние игрушка оказывает на детскую психику. Единственным критерием для изготовления игрушек для производителей является увеличение продажи игрушек.
Объективные показатели негативного влияния игровой продукции на детей
- Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильное ощущение).
- Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.
- Чрезмерное развитие определённых сторон личности (чувства зависти, превосходства над другими, жадности и т. п.).
- Формирование преждевременных потребностей ребёнка, в том числе сексуальных.
- Снижение активности ребёнка (его несамостоятельность).
- Тщеславие от «имения» игрушки, вместо «умения» придумать различные способы игры с ней.
- Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
• Принцип безопасности – это физические, психологические, нравственные риски.
• Принцип развития – с учетом ЗБР (зоны ближайшего развития).
• Принцип соответствия – возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
Оценка безопасности игровой продукции – это физическая и экологическая, психофизиологическая, нравственно-духовная и психологическая безопасность.
Психологическая безопасность игровой продукции включает в себя
– отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
При покупке игрушек необходимо учитывать следующие критерии:
1. Педагогический – чему научит игрушка. Какие разовьёт умения, творческие способности.
2. Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, какие чувства пробудит.
3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного.
4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, способствует ли сотрудничеству.
Чтобы предостеречь взрослых от покупки самых опасных игрушек для детей, рассмотрим наиболее распространенные из них.
ИГРУШКИ УСТРАШАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.
В нашем мире производится множество игрушек-монстров, которые представляют потенциальную психологическую опасность для современного ребенка. Они способствуют появлению беспричинной агрессии. Ребенок, играя с игрушкой-монстром, становится очень агрессивным, что сказывается на формировании его характера. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.
Может укусить.
Мальчик в гостях не играл с игрушками у которых был открыт рот и видна пасть. При этом он вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот, в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.
У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
КУКЛА БАРБИ считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не вызывает у них природного желания поиграть ею в дочки-матери, не способствует развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой Барби приводит к формированию чувства недовольства собой (особенно внешностью) и стремления к взрослому образу жизни (макияж, вызывающая одежда, привлечение внимания мужчин). Самый яркий пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д. Б. Эльконина, это "школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.
Забава для мужчин
Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для. увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.
ИГРУШКИ ДЛЯ "ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ".
С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого "полового воспитания", которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для "половой самоидентификации ребенка". Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети "самоидентифицировались" без подобных игрушек?
ИГРУШКИ С ВНУТРЕННИМИ ОРГАНАМИ.
Эрвин Маленький Пациент — это плюшевая игрушка, которая наряжена в больничных халат. После того как Вы разденьте Эрвина и расстегнете молнию на его животе, Вы увидите все внутренние органы этого человечка. Все органы являются точной копией настоящих, только игрушечные сделаны из плюша. Их можно вытаскивать, рассмотреть, а вот чтобы сложить придется немного выучить анатомию. Потому что каждый орган, так же как и настоящий имеет свое место. На органах нашиты липучки разного цвета, с помощью которых маленьких хирург сможет их разместить и прикрепить в середине куклы к таким же цветным липучкам. Стоит отметить, что кукла не подает половых намеков, у нее есть только дыхательные органы и органы пищеварения и кровеносной системы.
Игрушки изображающие выделительные процессы человеческого организма или организма животного.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ
Часто для наполнения мягких игрушек опасность используют некачественные материалы, которые способны вызвать приступы удушья у детей. Но даже выполненная из качественных материалов мягкая игрушка опасна для детского здоровья, так как является прекрасным местом сбора пыли, клещей и микробов. Такие игрушки следует очень часто стирать и дезинфицировать.
Ночной зоопарк
Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.
Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно ночью.
Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение — дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.
КИТАЙСКИЕ ИГРУШКИ
Вы когда-нибудь задумывались, как повлияет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует, или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.
ИГРУШКИ С ЭЛЕКТРОННОЙ «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Самый большой вред от этих игрушек - это, конечно же, пагубное влияние на зрение и психику ребёнка. Чаще всего в этих девайсах закачаны вредные игры, где нужно драться, убивать, разрушать что-нибудь, что в принципе опасно и вредно для детей.
САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ
"Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем", - говорит д-р психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют современные игрушки на психику детей. - А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!"
Заключение.
Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ.