Перисаева Алина
Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Психологическое здоровье личности уходит своими корнями в раннее детство, когда зарождается ее ядро, практикуемое в науке такими учеными как И. М. Сеченов, Ш. Бюлер, Л. К. Кондаленко, Ф. М. Достоевский, Дж. Хэдфильд [24].
Темочки:
Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований - гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.
Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. В настоящее время существуют разные подходы к его определению. Большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю. А. Александровский, В. Х. Василенко, В. П. Казначеев, В. В. Николаева, В. М. Воробьев) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обснованное понятие «здоровье индивида» [45, с. 364].
Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О. Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления» [9, с. 56].
По мнению Е. Гольдсмит: «Здоровье - такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т. е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий» [41, с. 87].
И. И. Брехман отмечал, что «здоровье появляется вместе с человеком и изменяется вместе с ним». Здоровье отражает состояние человека целостного, от него зависит «максимальная производительность органов, в полной мере сохраняющих свои функции» [9, с. 8].
По мнению Т. В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции [16, с. 54].
В Большом энциклопедическом словаре под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [7, с. 108].
В Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется «как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [8, с. 201].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [9, с. 21].
Таким образом, существует множество определений здоровья, наиболее полным, на наш взгляд, можно считать следующее: здоровье - это такое состояние организма и психики, которое позволяет человеку успешно функционировать, чувствовать себя комфортно и не зависеть от других.
Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, имеющей собственную точку зрения и внутренние осознанные самоориентиры [6, с. 153].
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности [34].
А. Маслоу выделял два составляющих психологического здоровья. Во-первых, это стремление людей быть всем, чем они могут, то есть развивть весь свой потенциал через самоактуализацию, во-вторых, - это стремление к гуманистическим ценностям. Он утверждал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, стойкость, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [24].
А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении» [12, с. 38].
Р. Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С. Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты [24].
О. В. Хухлаева, Г. С. Никифоров представляли психологическое здоровье в рамках адаптационного подхода. В данном подходе здоровый человек – это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими [24].
По мнению О. В. Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья : высший – креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный – дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний – адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность [24, c.42].
Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в последнее время А. Д. Андреевой, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной, В. В. Зацепиным, А. Б. Николаевой, В. Э. Пахальяном, Н. В. Шуровой и другими. Авторы показали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - психологическое здоровье и развели понятия психическое здоровье и психологическое здоровье [16]. В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Само понятие «норма» в данном случае это не характеристика среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылка на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость и непротиворечивость требованиям культуры, а указание на возможности высших достижений для данного возраста. Более жестко и точно норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях.
Термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами. Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.
Жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства людей условиях, является предпосылкой психологического здоровья. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер [16, с. 124].
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А. И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детскую дошкольную организацию или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [6, с. 75].
В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой [24, с. 75].
По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации [3, с. 95].
К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья [18, с. 69].
В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие различными психологическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями и педагогами внутреннего мира ребенка, его проблем и переживаний.
На современном этапе разработаны различные концепции, способствующие оказанию поддержки психологического здоровья детей. К ним относятся:
- личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синягина, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей;
- антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. С. Братусь, предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;
- концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина, рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства;
- парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики;
- теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;
- проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е. В. Бурмистрова, М. Р. Битянова, А. И. Красило, ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации [24, с. 75].
Онтологические и методологические основания данных принципов и моделей заложены в рамках представителей философских традиций (М. Шелер, В. Дильтей, Т. де Шарден, К. Ясперс, С. Л. Франк, М. К. Мамардашвили, В. П. Иванов) и психологических (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская) [24, с. 79].
Для эффективного оказания по поддержке психологического здоровья детей в условиях детского сада необходимо определить факторы риска.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости. Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в детский сад, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С. 49-53.
3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2007. – 228 с.
4. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 2005. - №1. - С. 57-64.
5. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
6. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Проспект, 2007. – 414 с.
7. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М. :Советская энциклопедия, 2005, т. 2, - 768 с.
8. Большая медицинская энциклопедия:2005 -8200 с. (https:www.knigafund.ru).
9. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л. : Наука, 2000.- 125 с.
10. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.
11. Волошина Л. Д., Кокунько Л. И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – С. 12 – 17.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2004. – 144 с.
13. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. – М. : Педагогика, 2000. – 356с.
14. Гуров В. Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. – Ставрополь, 2000. – 198 с.
15. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С. 18 – 21.
16. Дубровина И. В. и др. Психология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
17. Евстратова Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276 с.
18. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня).–Ростов н/ Д: Феникс, 2007.–192 с.
19. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с.
20. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 66-77.
21. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста : Пособие для воспитателей / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Губанова. – М. : Просвещение, 2003. – 80 с.
22. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. –2010 - № 4. – С. 14-16.
23. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 112 с.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Владос, 2012. – 416 с.
25. Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание, 2009. - №5. - С. 10-23
26. Костина В. Л. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С. 34-37.
27. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2010. – 992 с.
28. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – М. : Просвещение, 2011. – 253 с.
29. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. – М. : генезис, 2010. – 123с.
30. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 2008. – 359с.
31. Остроухова А. П. Успешная адаптация // Обруч. – 2010. - №3. – С. 16-18.
32. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетковой, Д. В. Сергеевой. – М., 2009. – 342с.
33. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2010. – 214 с.
34. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. Дубровиной И. В. Екатеринбург, 2000. – 118 с.
35. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 14-16.
36. Роньжина А. С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : книголюб, 2012. – 72с.
37. Самарина Л. В., Холопова В. А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2011. – 221с.
38. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : Сфера, 2011. – 128 с.
39. Смирнова Е. О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2013. – 221с.
40. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М., 2010. – 315с.
41. Социологический словарь / гл. ред. Д. М. Гвишиани. - М. : Большая Рос. Энцикл., 2002. - 354 с.
42. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – С. 46-51.
43. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. – М. : просвещение, 2001. – 432с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Сфера, 2014 – 32 с. (https:www.knigafund.ru).
45. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2009. – 398 с.