Громова Алена Валериевна
Занятие по развитию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста «Посылка от феи Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста
«Посылка от феи Грамоты»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Задачи:
Совершенствовать умения детей находить место звука в словах, в звуковом анализе слов;
Публикация «Занятие по развитию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста „Посылка от феи Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
упражнять в постановке ударения, в составлении предложений по схеме;
развивать мышление, мелкую моторику рук и речь детей;
воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Тема: Звуковая культура речи.
Тип: Игровое занятие.
Методы и приемы: игровая ситуация, игровые задания; использование художественного слова - загадка, стихи, чисто говорки; индивидуальная работа; физкультминутка; поощрение.
Оборудование: конверты с заданиями, карточки - схемы предложений, карточки «слово - изображение», фишки, посылка с письмом от Феи Грамоты, значки «Юный грамотей».
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, в наш детский сад сегодня пришла посылка.
Воспитатель показывает детям посылку. На посылке написано : город Санкт-Петербург, Калининский район, детский сад №19, группа подготовительная от феи Грамоты. Вскрыть на занятии по развитию речи. Воспитатель открывает посылку, находит там письмо, читает.
Здравствуйте, дорогие мои дорогие ребята! Большой вам привет от феи Грамоты. Узнала, что вы очень старательно занимаетесь и хотите быть грамотными. Решила прислать вам свои задания и проверить ваши знания. Находите конверт с заданиями, и вперёд, выполняйте. Успехов, вам, мои юные друзья! Самых грамотных на дне посылки ждёт сюрприз.
Воспитатель. Давайте ребята посмотрим, что же принесла нам Фея Грамоты (раскрывает конверт и находит там задания). Здесь какие-то задания, но я думаю, мы справимся, ведь мы не боимся трудностей, не так ли?
Задания в конвертах.
1. Найти место звука «Ф» в словах: фартук, фонарик, кофта, ширма,
шарф.
2. Слоговой анализ слов. Педагог предлагает детям по очереди из корзинки достать картинку и самостоятельно характеризовать слово - изображение: сколько в слове слогов, какой ударный. При необходимости можно вспомнить, что ударение - это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные.
3. Придумать предложение из 3 слов и записать схему. Придумать предложение по схеме.
4. Пословицы и поговорки об учебе.
-Век живи, век учись.
- Красна птица перьями, а человек ученьями.
- Не учась - и лаптя не сплетешь.
-Повторенье - мать учения.
-Тяжело в учении - легко в бою.
-Ученого учить - портить.
-Ученье свет, не ученье тьма.
-Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
После того как дети выполнят все задания, воспитатель проводит физминутку для отдыха детей, далее выполняются следующие задания № 5,6.
Физкультминутка
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
5. Звуковой анализ слова «Лиса»
Педагог спрашивает, сколько звуков в слове «лиса». (Четыре.).
«Лллиса»- первый звук «л». Произнести этот звук мешает язык и зубы. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.
«Лиииса - второй звук «и». Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой. «Лиссса» - третий звук «с». Это согласный звук, так как произносить его мешают зубы и язык. Его обозначаем синей фишкой, он твердый.
«Лисааа» - четвертый звук «а». Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой
Вопросы к детям:
- Сколько всего звуков в слове «лиса»? (Четыре.)
- Сколько гласных звуков? (Два.)
- Какой первый гласный звук? ([И])
- Назовите второй гласный звук? ([А])
- Сколько в слове «лиса» согласных звуков? (Два)
- Назовите первый согласный звук? (Л])
- Какой второй согласный звук? ([С].)
Педагог предлагает детям «прочитать» слово «лиса» так, как движется указка по звуковой схеме. (Воспитатель медленно ведет указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках.)
6. Какие буквы спрятались?
В конце дети рассказывают, что они делали на занятии. Воспитатель подводит итоги и достаёт со дна посылки значки «Юный грамотей» от феи Грамоты.