Папки-передвижки

Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста

Елена Зайцева
Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Публикация «Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте.

Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин три :

1. трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха);

2. выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого нёба);

3. недостаточная подвижность губ и языка.

Отдельно можно выделить случаи отсутствия правильного образца для подражания. Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.

Рассмотрим каждую из причин в отдельности и укажем способы выявления этих причин самими родителями.

В тех случаях, когда один звук речи заменяется другим из-за не различения ребенком этих звуков на слух, специальная помощь должна заключаться в развитии у ребенка способности к такому различению.

Другого пути преодоления имеющихся нарушений здесь просто нет, если не говорить о методах, используемых специалистами в сложных случаях. При этой форме нарушения звукопроизношения большую помощь ребенку могут оказать сами родители.

При нарушениях звукопроизношения, связанных с дефектами в

строении речевых органов ребенка, нужно, прежде всего, попытаться

устранить эти дефекты. Если дефект удастся устранить своевременно

и полностью, то в дальнейшем ребенок будет овладевать правильным артикулированием звуков без отклонений от нормы. Но только сделать это нужно своевременно, пока он еще не успел усвоить неправильный способ артикулирования звука вместо нормального. Так, например, короткую уздечку языка важно подрезать до 5 лет, то есть до момента появления в речи ребенка звука Р. Этим самым будет предупреждено появление «картавости».

При невозможности полного устранения дефекта в строении речевых органов приходится воспитывать у ребенка так называемую компенсаторную артикуляцию. Суть ее сводится к тому, что нормальное (или почти нормальное) звучание того или иного звука достигается за счет необычного (компенсаторного) расположения языка или губ. Например, межзубного произношения свистящих звуков при переднем открытом прикусе можно избежать путем закрытия щели между верхними и нижними резцами несколько необычно выгнутой спинкой языка. Этим исключается просовывание между зубами кончика языка, приводящее к шепелявости.

Такую компенсаторную артикуляцию дети нередко находят интуитивно, но чаще всего здесь бывает не обойтись без логопедической помощи.

Родителям необходимо понять, что этот вид нарушений звукопроизношения во многих случаях не может «пройти с возрастом», поэтому им нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

Если же дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка, то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности названных органов. Например, правильным произношением звука Р ребенок не овладеет до тех пор, пока у него не появится возможность поднимать кончик языка к верхним резцам (не говоря уже о том, что кончик этот должен обладать достаточной подвижностью, без которой невозможна его вибрация). Точно так же боковой оттенок при произношении свистящих звуков не исчезнет до тех пор, пока в результате специальных упражнений ребенок не научится удерживать язык во рту широким, прижатым к коренным зубам. Только так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка, придающую звукам этот оттенок.

При данной форме нарушений звукопроизношения важно научить ребенка выполнять определённые движения губами и языком. Но эта работа требует специальных знаний и может проводиться только логопедом или хотя бы при его систематической консультативной помощи. Дело в том, что при неправильном выполнении упражнений можно даже усилить проявления пареза, что приведет, например, к еще более сильному отклонению языка в одну сторону, а значит и к усилению хлюпающего оттенка в звучании звуков. Очень важна здесь и консультация невропатолога.

Для устранения этой последней формы нарушений звукопроизношения обычно требуется довольно продолжительное время и достаточное упорство в достижении цели.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;

нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;

нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);

• неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Таким образом, для устранения причин нарушений звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста, важно своевременно их диагностировать, провести с ребенком обследование звукопроизносительной стороны речи и коррекционные занятия.

Публикации по теме:

«Пасхальный сюрприз». НОД для детей среднего дошкольного возраста Целепологание: Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье.

Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция» Беседа логопеда с родителями. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция. За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми.

Консультация для логопедов «Причины нарушения речи» ТЕМА: Причины речевых нарушений. Свою работу я начала с определения понятий. РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речиИгровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и.

Конспект НОД с элементами коррекции нарушения в общении с детьми среднего возраста «Лесная сказка» «Лесная сказка» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста» Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым,.

Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрешка»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрешка» Проблема или ситуация: У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса.

Проект по ПДД для детей среднего дошкольного возрастаПроект по ПДД для детей среднего дошкольного возраста Краткая аннотация проекта: В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется.

Профилактика нарушения голоса у детей дошкольного возраста Вашему вниманию представляется проект (рассчитан на 2 учебных года) на тему: «Профилактика нарушений голос у дошкольников». Нарушение голоса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2016 в 15:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД