Наталья Маркина
Приобщение дошкольников к книжной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В. А. Сухомлинский. Итак, почему чтение так важно? Как привить и приумножить к нему интерес? Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.
Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Публикация «Приобщение дошкольников к книжной культуре» размещена в разделах
В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы доступные его пониманию. Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания. (1, с. 22) . Даже если ребенок не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника : развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. (4, с. 26) .
В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С. Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!
Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно!
Целью моей работы в данном направлении является развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме. Нами был поставлен комплекс задач:
- знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
- обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
- расширять кругозор;
- формировать познавательную активность;
- воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы: организация книжных уголков; «книжных больниц»; создание мини-музеев детской книги; организация экскурсий в библиотеку; проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.
Также мной используется наглядно – образный материал: иллюстрации и репродукции; наглядно - дидактический материал; игровые атрибуты; «живые игрушки» (дети, одетые в соответствующие костюмы); стихи, загадки; открытки для рассматривания.
Для решения поставленных задач я отобрала произведения художественной литературы, рекомендованные программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. для нас является важным привить детям интерес к книге как к произведению искусства, не только показать им хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек – малышек).
Я понимаю, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями, как с полноправными партнерами в системе работы. Для того, чтобы родители осознали, что в первую очередь они ответственны за формирование приобщения ребенка к книге, нами были продуманы разные формы работы: организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи); активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности; совместные посещения детских библиотек.
Таким образом, совместная целенаправленная работа уже в ближайшее время показала положительную динамику: у детей возник интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают о переживаниях, пересказывают понравившийся сюжет. Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений.
От нас, педагогов, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека.
В заключении отметим, что совершенствование работы по данной теме будет нами продолжено в течение последующих лет работы.
Литература:
1. В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной – литературе. Программа методических рекомендаций». М. : Мозаика – Синтез, 2014
2. А. В. Запорожец «Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения// Избр. Псих. Труды Т. 1./ М. 1996
3. Интернет – источник
4. Л. М. Гурович «Ребенок и книга: книга для воспитателя детсада/ под ред. В. И. Логиновой – М., 2002