Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к книжной культуре

Наталья Маркина
Приобщение дошкольников к книжной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В. А. Сухомлинский. Итак, почему чтение так важно? Как привить и приумножить к нему интерес? Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Публикация «Приобщение дошкольников к книжной культуре» размещена в разделах

В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы доступные его пониманию. Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания. (1, с. 22) . Даже если ребенок не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника : развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. (4, с. 26) .

В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С. Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!

Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно!

Целью моей работы в данном направлении является развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме. Нами был поставлен комплекс задач:

- знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;

- обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;

- расширять кругозор;

- формировать познавательную активность;

- воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы: организация книжных уголков; «книжных больниц»; создание мини-музеев детской книги; организация экскурсий в библиотеку; проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.

Также мной используется наглядно – образный материал: иллюстрации и репродукции; наглядно - дидактический материал; игровые атрибуты; «живые игрушки» (дети, одетые в соответствующие костюмы); стихи, загадки; открытки для рассматривания.

Для решения поставленных задач я отобрала произведения художественной литературы, рекомендованные программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. для нас является важным привить детям интерес к книге как к произведению искусства, не только показать им хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек – малышек).

Я понимаю, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями, как с полноправными партнерами в системе работы. Для того, чтобы родители осознали, что в первую очередь они ответственны за формирование приобщения ребенка к книге, нами были продуманы разные формы работы: организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном (развитие памяти, внимания, связной речи); активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги, в совместной проектной деятельности; совместные посещения детских библиотек.

Таким образом, совместная целенаправленная работа уже в ближайшее время показала положительную динамику: у детей возник интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывают о переживаниях, пересказывают понравившийся сюжет. Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений.

От нас, педагогов, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека.

В заключении отметим, что совершенствование работы по данной теме будет нами продолжено в течение последующих лет работы.

Литература:

1. В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной – литературе. Программа методических рекомендаций». М. : Мозаика – Синтез, 2014

2. А. В. Запорожец «Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения// Избр. Псих. Труды Т. 1./ М. 1996

3. Интернет – источник

4. Л. М. Гурович «Ребенок и книга: книга для воспитателя детсада/ под ред. В. И. Логиновой – М., 2002

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду»Опыт работы «Приобщение к якутской национальной культуре в русскоязычном детском саду» Представление собственного инновационного педагогического опыта. На тему: «Приобщение к якутской национальной культуры в пространстве детской.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к книжной культуре
Опубликовано: 15 января 2023 в 13:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к книжной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД