Ольга Марьина
Адаптация и социализация детей с ОВЗ в работе с учителем-логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В.
Доклад по теме: Адаптация и социализация детей с ОВЗ в работе с учителем-логопедом.
Роль речевого развития ребенка, имеющего ОВЗ, в становлении его личности, социализации неоценима. Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Именно поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но способствовать полноценному психическому, физическому и личностному развитию т. е. социальной адаптации
Публикация «Адаптация и социализация детей с ОВЗ в работе с учителем-логопедом» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
.Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации недеятельных.
Добиться результатов в логопедической работе позволяет;
-тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
-оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
-компетентная, научно-обоснованная подача материала;
-использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
-использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Дети с ОВЗ как правило имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны не стандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Опыт работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:
• использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей;
• вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения, проводимые в образовательном учреждении;
• взаимодействия с родителями.
Выбор приемов и методов работы обусловлен этапом обучения и конкретными коррекционными задачами. создать оптимальные условия, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей, склонностей и интересов детей с учетом состояния здоровья каждого ребенка, обеспечить эффективность и качество коррекционно-образовательного процесса. Далее осуществляется комплексная и поэтапная коррекция и развитие речи детей с учетом механизма и структуры речевого нарушения, создаются условия для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения речью, развития и коррекции личностных особенностей, поведения, способствующих лучшему взаимопониманию при общении, т. е. формирование навыков коммуникации, социализации.
.
Взрослые вместе с детьми выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно двигаются к цели. Проигрывая различные ситуации, участвуя в коллективных делах, дети учатся меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Для сбора информации и систематизации знаний детей о каких-либо объектах, явлениях использовался проект: «Зимующие птицы» где результатом осуществления проекта- являются выставки рисунков, макеты, коллажи - участие в конкурсах к на уровне детского сада. Взаимодействие с социумом : участие детей в конкурсах, способствует созданию адаптивной коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ.
Содержание деятельности направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающего нас мира.
Проекты социальной направленности развивают интерес к их трудовой деятельности, положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формируют адекватную самооценку.
Работа по социализации, широкое использование проектного метода, интеграция коррекционно-образовательных задач ДОУ и семьи при работе с детьми с ОВЗ, способствуют созданию единого коррекционно-образовательного пространства для ребенка.
Взаимодействия с семьей и социумом от информативной модели к модели включения в воспитательно-образовательный, коррекционный процесс всех участников, что приводит:
— к формированию коммуникативных способностей детей, на которых в дальнейшем к развитию познавательных, художественных способностей;
— к полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности;
— к нахождению ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.