Ольга Барышева
Социализация детей с ОВЗ средствами физического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Показ спортивной сказки "Теремок" слайд №2
Прежде всего, что такое социализация?слайд №3
Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик)
Публикация «Социализация детей с ОВЗ средствами физического воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребенка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели, общество (сверстники, друзья).
слайд №4
Работа с детьми никогда не бывает простой, в том числе и на занятиях физкультурой. Физкультура для дошкольников — это система физических упражнений, которые предназначаются для формирования у детей потребности в ежедневной двигательной активности, выработке привычки поддерживать осанку, умения добиваться правильного и четкого выполнения упражнений. Также физкультура развивает в ребенке базовую ловкость, выносливость, быстроту и силу. В нашем детском саду осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и с детьми с нарушениями опорно двигательного аппарата. Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой и спортом, но требуют особый подход в работе с ними.
слайд №5
Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
В результате проведения мониторинга логопеда и воспитателями, индивидуальной консультации воспитателей и логопеда возникла необходимость в организации совместной работы: логопеда- воспитателей, логопеда-руководителя физ воспитания, так как сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.
В организации деятельности по физической культуре мы учим детей основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал мы стараемся использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.
Слайд №6
В такой совместной деятельности мы стремимся к: Развитию у дошкольников речевых и двигательных недостатков в сочетании речи и движения на занятиях по физкультуре, НОД, в совместной и индивидуальной деятельности.
Задачи нашей совместной работы:
1. Развитие слухового, зрительного пространственного восприятия
координации движений; общей и мелкой моторики;
2. Физиологического и речевого дыхания
3. Формирование интереса у детей к подвижным играм как в
ДОУ так и в семье.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии движений и речи детей.
5. Закрепление поставленных учителей - логопедом звуков в свободной речи.
6. Укрепление и стремление к здоровому образу жизни детей.
Задачи реализуются через формы работы:
- физ занятия
- утренняя гимнастика
- занятия ЛФК (ортопедические группы)
- коррекционные занятия- занятие логопеда
- сюжетно-ролевые игры в группах
- дидактические игры, творческие игры, беседы,
- спортивные мероприятия
- экскурсии - мы посещали тренировку бокса
- досуговые мероприятия,
- кружок подвижных игр "Веселые затеи" и др. ,
- использование рекомендаций из тетрадей по взаимодействию логопеда и воспитателя.
Все работы осуществляются на основе парциальной программы группы: под редакцией Нищева Наталья Валентиновна: Обучение детей грамоте; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи; Комплексно- тематического планирование; Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковая гимнастика; по физической культуре книги Пензулаевой.
слайд №7
Социализация и индивидуализация дошкольника происходит в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности.
Дошкольное детство это период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Игра наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участии. Игра всегда связанна с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную и речевую активность.
слайд №8
Цели, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры :
1. Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
2. Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками или родителями ради достижения победы).
3. Воспитательная. В процессе игры ребенок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
слайд №9
Значение подвижных игр
- развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность;
- учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
- активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
- формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
- помогают овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе в детском саду;
- пополняют словарный запас детей, четко произносить слова и звуки, развитие крупной моторики.
- Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы воспитатели играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
слайд №10
Классификация
- Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- - по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- - по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- - по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т. д.);
- - по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
слайд №11
Методика проведения подвижных игр
Методика включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка.
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?»
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
1. Выбор игры;
2. Сбор детей на игру;
3. Создание интереса;
4. Объяснение правил игры;
5. Распределение ролей;
6. Руководство ходом игры;
7. Подведение итога.
слайд №12
подвижные игры дома с родителями на начальном этапе. примеры игр в которые дети с родителями играют дома или на выходных.
слайд №13
слайд №14
слайд№15
слайд №16
слайд №17
слайд №18
слайд№19
одиннадцать семей приняли участие на первом этапе игр дома с семьей.
слайд №20
Сделав выводы, что не все родители заинтересовались подвижными играми, мы организовали в нашей группе еженедельный кружок подвижных игр "Веселые затеи"- с приглашением родителей, а так же появилась новая традиция группы "дни выходного дня".
слайд №21
"Веселые затеи" - план проведения кружка тоже разрабатывался совместно руководителя физвоспитания и учителя- логопеда.
слайд №22
Куда входит разминка, считалка (заранее в группе информация на стенде, подвижная игра, игра по выбору детей, упражнение на дыхание, игры на развитие крупной моторики - обязательно со словами, упражнение релаксацию.
слайд №23
День выходного дня - Масленица. игры народные, эстафеты, чаепитие, присутствовало 70 % семей.
слайд №24
День выходного дня - День здоровья, на территории детского сада.
слайд №25
традиция детского сада - неделя здоровья, первая неделя апреля, т. к. 7 апреля всемирный день здоровья.
эстафеты между группами
родительский клуб "содружество"
слайд №26
эстафеты с ВНГ - первоклассниками- проводит Растегаева Нэлли Васильевна - учитель физкультуры начальных классов ВНГ.
также проводятся эстафеты, и обязательно подвижная игра.
слайд №27
в рамках кружковой работы впервые были проведены эстафеты между воспитателями ДОУ.
слайд №28
Летом когда все занятия уже не проводятся и дети в основном находятся на улице у нас так же проходят развлечения для детей - неделя подвижных игр., на которых каждый день недели имеет свою тематику:- понедельник игры с бегом,
- вторник игры с прыжками
- среда игры с мячом
- четверг эстафеты
- пятница народные игры
Эта работа осуществляется взаимодействием между руководителем физ воспитания и воспитателями. Играют все группы на участках, спортивной площадке.
слайд №29
Летняя эстафета - еще одна из традиций детского сада, которая проходит ежегодно в августе. где каждая группа проходит по станциям расположенных на территории детского сада. Так же на эстафету приглашаются родители, которые не только играют, но и помогают соблюдать технику безопасности, страхуют детей при прохождении полосы препятствий.
слайд №30
Хочется отметить, что игра сохраняет свое значение и для взрослых: в ней всегда есть элемент нового, необычного, что как бы уводит нас из привычной жизни, и мы попадаем в мир детства, туда, где невозможное возможно. Кроме того, это почти всегда состязание, возможность испытать себя в ином, непривычном в повседневной жизни деле или ситуации.
Подвижные игры позволяют ребенку проявить лидерские качества, приобрести свое место в обществе, быть значимым, успешным, а так же испытывает эмоциональные удовольствие, силу духа, бодрость и хорошее настроение.
Как можно больше играйте со своими детьми, это позволит понять внутренний мир детей, а так же быть на одной волне с ними.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.