Екатерина Пустовалова
Организация деятельности по музыкальному воспитанию
«Организация деятельности по этико–эстетическому направлению воспитания»
На современном этапе развития перед обществом стоит первостепенная задача - воспитать всесторонне гармонично развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Отмечается, что пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.
Публикация «Организация деятельности по музыкальному воспитанию» размещена в разделах
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком в период раннего и дошкольного детства, остаются в его памяти надолго, иногда на всю жизнь. Что такое эстетическое воспитание дошкольников?
ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром.
Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства, а также на развитие у ребенка способностей к творчеству, искусству и созиданию. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - составная часть всестороннего и общего коммуникативного воспитания детей.
Ребенок с самых первых месяцев жизни, еще не осознавая того, тянется ко всему яркому, красивому, необычному и привлекательному. Например, очень радуется блестящим и ярким игрушкам, разноцветным предметам, красочным цветам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности.
Эстетическое восприятие – это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. В процессе эстетического воспитания задача педагога – состоит в том, чтобы направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ему свободу выбора в творчестве.
Музыка является одним из главных средств эстетического воспитания (равно как и другие виды искусства, направленного на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности.
Прежде всего, у детей развивается способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений.
Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности : темпом, тембром, динамикой, ритмом, регистрами и т. д. Дошкольники учатся различать эти средства, узнавать звучание различных музыкальных инструментов, персонифицировать их в оркестре и ансамбле, и связывать это с содержанием музыкального произведения, особенностями художественного образа.
Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы, окружающего мира, персонажам сказок и театральных постановок.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
На этапе раннего детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний.
Цикл «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБУЧАЛОЧКИ» Е. Железновой является замечательным проектом музыкального развития детей раннего возраста,
«АЭРОБИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» - комплексы песенок-игр для сенсорно – моторного развития детей (1,5 – 4 года,
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» - развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления (2 – 5 лет,
«ТОП - ХЛОП, МАЛЫШИ» А. Бурениной – программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет,
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» - игровые комплексы (1 – 3 лет,
«ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА» - игровые комплексы (2 – 4 лет,
«НАШ ОРКЕСТР» Т. Тютюнниковой - веселые песенки для музицирования (5 – 10 лет,
«МИШКА С КУКЛОЙ» - песенки-инсценировки для детей (6 месяцев- 2 года,
«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» - музыкально-игровые упражнения, логопедические стишки и песенки (2 – 6 лет) – все это делает музыкальные обучалочки незаменимым и богатейшим инструментарием в гармоничном развитии детей раннего и дошкольного возраста.
Музыка - одно из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников.
Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности детей (в том числе образовательную, служить развлечением и отдыхом.